Игры с рублем: Кремль и олигархи наживаются на населении
За ослабление российской валюты — Минфин, крупный бизнес и банковский сектор.
В среду, 5 сентября, доллар США возобновил наступление на рубль. По данным Банка России, курс американской валюты прибавил 52 копейки и поднялся до 68,27 рублей. Евро подорожал на 38 копеек — до 79,02 рубля.
Что характерно, это произошло всего через день после заявления главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной о возможном повышении ключевой ставки на заседании совета директоров 14 сентября.
«Есть факторы, значительное число факторов, которые говорят о сохранении ставки, и появились некоторые факторы, которые позволяют вынести, положить на стол и вопрос возможного повышения ставки», — сказала глава ЦБ на форуме «Альянс за финансовую доступность» в Сочи.
Среди обстоятельств в пользу роста ставки Набиуллина упомянула повышенную волатильность на финансовых рынках — причем не только в России, но и в мире. Кроме того, она признала, что сейчас инфляция возвращается к таргету ЦБ (4%) «чуть быстрее, чем мы прогнозировали раньше, в том числе из-за внешних факторов».
Заметим, последний раз ЦБ повышал ставку в декабре 2014 года. Тогда на фоне обвала курса рубля к доллару и евро регулятор в течение недели поднял ключевую ставку сначала с 9,5% до 10,5%, а потом — сразу до 17%.
Впрочем, куда сильнее на курс рубля влияет угроза ужесточения американских санкций. Как раз 5 сентября Конгресс США проводит слушания по поводу вмешательства России в президентские выборы в Америке. Новая санкционная риторика вполне способна дополнительно ослабить российскую валюту.
Волатильности рублю могут добавить и резкие движения на других развивающихся рынках. Валюты emerging markets дружно демонстрируют отрицательную динамику. С другой стороны, доллар укрепляется не только в парах с валютами развивающихся экономик, но и к большинству других мировых валют.
Для российских граждан все это — плохие новости. Они означают, что рубль будет и дальше дешеветь, а товары на полках магазинов — дорожать.
Курс доллара к рублю с начала августа вырос почти на 10% — с 62,47 (минимум 1 августа) до 68,1 руб. (по состоянию на 18:30 мск 4 сентября). Среди причин, которые гонят инфляцию вверх — запланированное с 2019 года повышение НДС с 18 до 20%, и неизбежный последующий рост тарифов ЖКХ.
Есть и еще один фактор — инфляционные ожидания населения. В августе, как следует из ежемесячного обзора ЦБ, этот показатель вырос до 9,9% против 9,7% в июле, и может продолжить расти. Еще более пессимистичны россияне в ожиданиях по курсу рубля — 50% участников опроса, проведенного по заказу ЦБ, считают, что через год рубль подешевеет к доллару.
При этом люди уже начинают отказывать себе даже в необходимом. Банк России приводит следующие цифры. 30% респондентов в последние 3 месяца экономили на мясе и птице, более 25% — на рыбе, морепродуктах, сыре и колбасе. 22% предпочитали лишний раз не тратиться на одежду и обувь. 19% отказывали себе во фруктах и овощах, при том, что летом на них минимальные цены.
Что будет с курсом рубля, как это отразится на благосостоянии населения?
— Игры вокруг рубля в значительной степени носят спекулятивный характер, — считает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — Дело в том, что российская банковская система долгие годы была заточена под простую схему: брать на Западе дешевые кредитные ресурсы, и давать их здесь, в России, по высокой процентной ставке. Сейчас этот бизнес накрылся, а банкам нужно жить. И большинство банков живет сегодня именно на спекуляциях валютой.
«СП»: — Сейчас рубль слабеет тоже из-за спекуляций?
— Исключая санкции Запада, для ослабления российской валюты особых причин нет. Кроме одной: ослабление рубля — игры с его курсом по отношению к доллару и евро — отвечает интересам достаточно больших групп российской буржуазии.
Во-первых, как я уже сказал, банковской буржуазии. Во-вторых, самой богатой части буржуазии — олигархам, которые имеют отношение к экспорту природных ресурсов. Им чем дешевле рубль, тем лучше.
В-третьих, ослабление российской валюты на руку Минфину. Перед Минфином, напомню, стоят важные задачи по наполнению бюджета, особенно в свете новых майских указов Владимира Путина. Поэтому финансовое ведомство не может в глубине душе не приветствовать ослабление рубля — это дает ему возможность иметь дополнительные доходы инфляционного характера.
«СП»: — Каким, по-вашему, будет курс российской валюты?
— С одной стороны, в расчетах Минфина фигурировал курс 65 рублей за доллар, и даже моделировалась ситуация, при которой американская валюта проваливалась до 57 руб./долл.
Замечу, такие прогнозы не противоречит версии, согласно которой финансовое руководство страны заинтересовано в том, чтобы банки могли зарабатывать на спекуляциях с долларом. То есть, на скупке и продаже валюты — в том числе населению.
С другой стороны — с точки зрения олигархов, находящихся под угрозой санкций, — просто нет смысла укреплять рубль. Именно благодаря такому пониманию ситуации на встрече 24 августа помощника президента РФ Андрея Белоусова с руководителями крупнейших российских компаний стороны сумели достигнуть компромисса: олигархи согласились поделиться сверхприбылями от ослабления рубля, и инвестировать 200−300 млрд. рублей в важные для государства проекты.
Как бы ни было, благосостояние населения России в очередной раз стало источником выгоды для бюджета, крупного бизнеса и банков.
Можно сказать, в Кремле пришли к выводу, что низкая инфляция больше не является благом. Она хороша только для привлечения в страну иностранных инвестиций. А кто из зарубежных инвесторов станет сейчас вкладывать в РФ, которая стала токсичной из-за санкций?!
«СП»: — Насколько сильно в результате обеднеет население России?
— Сейчас основной удар по благосостоянию, я считаю, нанесет не игра на курсе рубля, а повышение пенсионного возраста. По большому счету, оно означает автоматическое понижение заработной платы.
Так происходит, поскольку страховые взносы, которые являются отложенной частью зарплаты, расходуются только при реализации страховых рисков. А основной страховой риск — старость — из-за пенсионной реформы отодвигается во времени.
В результате, расходы на рабочую силу в масштабах страны станут меньше. А это означает удешевление рабочей силы, и увеличение размеров прибыли. Но такая ситуация не будет бросаться в глаза, потому что зарплаты номинально вырастут. Просто их «съест» инфляция — ее, я считаю, разгонят до такой величины, чтобы реальное повышение заработной платы не превышало 1% в год — темпов роста ВВП. В итоге, граждане продолжат неуклонно и незаметно беднеть.
Автор: Андрей Полунин
Источник: svpressa.ru