Генерировали — да не сгенерировали
Банк ВТБ неожиданно оказался в эпицентре скандалов, связанных с энергетической отраслью.
Цена вопроса – многие миллиарды рублей, суть – судебные тяжбы с промгруппой «Генерация», большинство компаний которой находится в данный момент на различных стадиях банкротства и атакуется кредиторами. ВТБ – один из них, и шансы банка вернуть причитающиеся 1,6 млрд рублей аналитики оценивают крайне невысоко, при этом намекая на возможные крупные траты, совершаемые топами разваливающихся предприятий.
В декабре 2017-го была инициирована первая стадия банкротства входящего в группу ООО «Генерация Буровые установки», учредителем и гендиректором которого является ранее владеющий компанией «Генерация Финанс» Евгений Рыжак. Процедура началась после удовлетворения соответствующего иска Арбитражным судом Свердловской области (место дислокации ГК), с подачи ВТБ, заявившего о 1,6-миллиардной задолженности по обязательствам трех компаний, также являющихся банкротами: ООО «Генерация буровое оборудование», АО «Дзержинскхиммаш», ООО «Генерация Нефтехимическое оборудование». Совокупные долги первого предприятия оцениваются в 2 млрд рублей, второго – почти в 6 миллиардов, третьего – примерно в 4 миллиарда.
О проблемах в группе компаний сообщалось и ранее, причем было известно, что одним из бенефициаров «Генерации» является Валерий Лаптев, с которым связано более двух десятков юрлиц, большая часть которых в настоящее время классифицируются как банкроты на разных стадиях.
Как следствие, в сентябре текущего года в ГК было введено наблюдение, параллельно с самостоятельной инициацией процедуры банкротства ОАО «Уральский научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт по землеустройству», а также с арбитражным производством о долгах компании «Генерация Финанс» на 3,9 млрд рублей. Что касается ООО «НЕФТЕМАШ», также имеющего отношение к финансово-промышленной группе, то в нем выявлены признаки преднамеренного банкротства, зафиксирована 4,8-миллиардная задолженность, соответствующая информация передана правоохранителям и прокуратуре. Подозрения у арбитража вызвали некоторые поручительства, которые юрлицо заведомо не могло исполнить, а также ряд сделок с очевидно аффилированными компаниями. На момент установления наблюдения в «НЕФТЕМАШЕ» обязательства не были погашены, что породило у инстанции уверенность в том, что часть активов ООО была выведена.
Также в список компаний, входящих в финансово-промышленную группу и имеющих миллиардные задолженности, включены ООО «Генерация Нефтегазовое оборудование», ООО «Генерация Энергетическое оборудование», ООО НПО «Конструкторское бюро Кочубея», ООО «Генерация Новые технологии», ООО «Частный интерес». Наряду с этим о своем личном банкротстве объявили уже упомянутый Валерий Лаптев и еще один соучредитель «Генерации» Владислав Паклин. В отношении обоих решением Арбитражного суда Свердловской области идет процедура реализации имущества, причем совокупный объем кредиторских притязаний лично к Паклину оценивается инстанцией в сумму свыше 5 млрд рублей. Истцами было подано ходатайство о запрете выезда за рубеж обоим банкротам, однако пока окончательного решения по нему не последовало.
Как рассказали представителям СМИ в пресс-службе ВТБ, бороться за свои деньги – как с «Генерацией», так и с поручителями Лаптевым и Паклиным – в банке намерены «всеми доступными методами», естественно, в пределах правового поля.
Впрочем, хорошо знакомые с ситуацией эксперты выражают в данном отношении скепсис, заявляя, что возврат средств в полной мере крайне маловероятен.
Объясняют этот печальный расклад тем, что проблемы в финансово-промышленной группе начались отнюдь не вчера, и связаны они с высокой закредитованностью всех входящих в «Генерацию» предприятий, основанной на запутанной схеме поручительства. В статус проблемного должника ГК перешла еще в 2014-м – после конфликта с одним из ключевых клиентов. Проблему долгое время пытались разрешить, велись переговоры, однако после того как в открытых источниках было обнаружено фото роскошного частного самолета одного из бенефициаров группы, контрагенты перестали демонстрировать дружелюбие. В настоящее время в связи с инициированием процедуры личного банкротства Паклина судебной инстанцией уже затребованы документы, касающиеся его имущества, в том числе транспортных средств. Воздушные суда, а также, как гласит документ, «железнодорожные составы и другое движимое имущество», при наличии таковых, будут переданы к учету, и их дальнейшая судьба в целом понятна.
Имеет смысл отметить, что активы «Генерации» становятся поводом для крупного скандала уже не в первый раз. Так, например, памятна история с банкротством входящего в ГК Буланашского машиностроительного завода, когда изъятие имущества происходило при участии силовых структур – сотрудников таможни Екатеринбурга.
Автор: Наталья Рожкова
Источник: newvz.ru