Еще 1,5 млн безработных: Дырку вам от бублика, а не зарплату
Чтобы избежать массовых увольнений, правительство все-таки объявило о продлении программы льготного кредитования малого и среднего бизнеса для выплаты зарплат сотрудникам в условиях кризиса. Но оказалось, что каждое десятое предприятие все равно готовится к закрытию.
Для спасения бизнесу нужен рост спроса. Но и здесь засада — по прогнозу Центробанка спрос будет расти медленно и, в основном, на импорт.
В марте завершается действие программа «ФОТ 2.0», которая предусматривает кредитование малое и среднее предпринимательство (МСП) под 2% с опцией списания кредитов за счет государства при условии сохранения бизнесом рабочих мест. По этой программе российские банки в 2020 году выдали предпринимателям более 400 млрд рублей, что позволило выплатить зарплаты 5,4 млн работникам. Кредиты вместе с процентами будут списаны за счет бюджета при условии, что к 1 апреля заемщики сохранят 90% числа работников (при сохранении от 80% до 90% штата бюджетом покроется половина долга).
Но еще до ее финала стало понятно, что, как только бизнес спишет льготные кредиты, полученные под обязательства сохранить рабочие места в условиях пандемии, начнутся массовые сокращения персонала. Об этом «СП» сообщала, предупредив, что от 1,5 млн до 10 млн человек могут остаться без работы, если не будут продолжены антикризисные меры поддержки бизнеса.
24 февраля на встрече с членами Совета Федерации премьер Михаил Мишустин сообщил о продлении программы «ФОТ 2.0» в измененном формате, отметив, что «есть отрасли экономики, которые пока не восстановились до докризисного уровня».
«Это сфера общественного питания, культуры, спорта, развлечений, организации мероприятий, туристический бизнес и ряд других. Всем им по-прежнему необходима помощь государства в это непростое время… Я накануне докладывал президенту РФ наш подход, и в том числе предложения, которые давали сенаторы. Президент одобрил решение о запуске новой годовой программы „ФОТ 3.0“. В ней немножко будут изменены условия, теперь ставка льготного кредита будет не 2%, а 3%, это небольшое повышение, учитывая, что экономика постепенно восстанавливается», — заявил Мишустин.
Но если экономика и восстанавливается, что слишком уж «постепенно». Каждая десятая российская компания (9,7%) готовится к закрытию — таковы результаты мониторинга аппарата бизнес-омбудсмена Бориса Титова, опубликованного РБК.
К началу 2021 года российский бизнес подошел со снизившимися зарплатами сотрудников, падением объемов выручки и упавшим спросом. Лишь чуть более 20% респондентов в 2020 году не заметили снижения спроса на свои товары и услуги, в то время как у более чем 40% компаний он упал в полтора раза и более. Примерно у 60% компаний выручка в пандемийном году уменьшилась более чем на 30%, примерно 45% респондентов урезали фонд оплаты труда.
В начале года у трети респондентов (33,1%) продолжил снижаться оборот, у 27,1% он сохранился на уровне 2020 года. Еще 19,1% участников исследования говорят о постепенном восстановлении потерь 2020 года. Но примерно каждая десятая российская компания (9,7%), согласно результатам опроса, готовится к закрытию.
Для большинства предприятий (60%) главной проблемой бизнеса в начале 2021 года остается слабый спрос — он так и не восстановился к уровням до пандемии.
Прогнозы по восстановлению спроса, который должен способствовать восстановительному подъему экономики, тоже неутешительные. Как следует из февральского доклада Центробанка РФ, в 2021 г. домохозяйства продолжат реализовывать отложенный спрос, однако он будет транслироваться в большей степени в покупку импортных товаров и услуг, в то время как рост потребления внутри страны будет умеренным.
А откуда может взяться достаточный рост спроса, если покупательная способность россиян «ниже плинтуса» — на фоне реального роста цен реальные доходы населения продолжают падать?
Поэтому не должно быть заблуждений, что эта программа льготного кредитования зарплат чудесным образом решит проблемы в пострадавших отраслях. Нужны более значительные меры поддержки экономики, и это вполне осуществимо — с учетом низкого государственного долга и тзначительных финансовых резервов госказны, считает главный аналитик банка «Солидарность» Александр Абрамов:
— Отрадно слышать, что правительство отреагировало на критику планов по сворачиванию антикризисным мер, в частности, мер по поддержки занятости населения. Ситуация в ряде отраслей остается сложной, и в первую очередь, в таких, как туризм, сфера общественного питания, индустрия развлечений и т. п. Эта программа затронет предприятия и организации, в которых трудятся порядка 1,5 миллиона человек. То есть, это не такой уж большой сегмент и, конечно, мы понимаем, что в действительности пострадавших от пандемии и кризиса отраслей в значительной мере больше. Но, по крайней мере, те отрасли, которые находятся в наиболее сложном положении получат хоть какую-то помощь.
Сможет ли такая мера поддержки кардинально улучшить ситуацию в этих отраслях? Пожалуй, что нет, поскольку основным фактором их выживания и развития является восстановление спроса. Если спрос достаточно оперативно восстановится, то эти отрасли будут постепенно выходить из кризиса. Если спрос не сможет восстановиться или будет восстанавливаться недостаточно быстрыми темпами, то конечно же, даже льготные кредиты на зарплату предприятиям мало помогут. Если у бизнеса нет досочного объема выручки, оборота, в любом случае кредиты когда-то надо отдавать, зарплаты нужно платить. И соответственно, если бизнес убыточен, то смысла в том, чтобы брать такие кредиты — мало. Поскольку возможности их когда-то вернуть тоже будут под вопросом. Все на самом деле упирается в то, насколько быстро российская экономика сможет выбраться из той ямы, в которую она свалилась с приходом пандемии.
Кстати, в других странах меры поддержки принимаются очень масштабные. Допустим, в США масштаб мер поддержки экономики ничуть не меньше, чем в прошлом году. Тем не менее, согласно оценкам экспертов, рынок труда в тех же Соединенных штатах восстановился в лучшем случае наполовину. И у нас нет оснований полагать, что в России ситуация кардинально лучше.
Нужны более значительные меры поддержки экономики, и это вполне осуществимо — с учетом низкого государственного долга и значительных финансовых резервов госказны. Но, в конечном итоге — это выбор, который делают наши экономические власти.
И стоит отметить, что структурные изменения в нашей экономике были неизбежны, и переход части работников на удаленный формат труда, и другие изменения, связанные с этим, в частности — цифровизация — они сохранятся, и поэтому какие-то бизнесы от произошедших изменений выиграют, а другие не смогут восстановить прежний объем работ, либо будут вынуждены вовсе закрыться. Поэтому ожидать, что ситуация вернется к той, которая была до начала пандемии, конечно же наивно. И в этой связи, меры по адаптации граждан, бизнеса к изменившимся условиям понадобятся и в 2021-м, и в 2022-м годах. А возможно и позже, потому что мировая экономика и российская тоже будут продолжать изменяться.
Программа льготного кредитования зарплат в масштабе всех трудовых ресурсов страны — это максимум 1%. По сравнению с теми программами, которые принимаются и реализуются в западных странах, в США и Европе — там от 10% до 30% рабочей силы затронуты действием тех или иных льготных программ. Конечно же, в этом сравнении мы уступаем и очень значительно. Поэтому не должно быть заблуждений, что эта программа льготного кредитования зарплат чудесным образом решит проблемы в пострадавших отраслях.
Источник: newsland.com