Цены на горючее в России приготовились к новому росту
Топливный парадокс: бензин в дефиците при переизбытке нефти
Независимые владельцы АЗС бьют в набат: они предупреждают о возможном резком взлете розничных цен на бензин, который произойдет не только из-за отрицательных последствий коронавируса, но и по причине будущего дефицита готового топлива, вызванного необдуманными действиями властей. Увеличивать тарифы на заправках продавцы будут вынуждены, так как многим из них уже сейчас приходится отпускать горючее себе в убыток. Эксперты пока советуют не торопить события: серьезный спрос на топливо будет восстанавливаться крайне медленно, поэтому торговцам, скорее, будет выгоднее продать как можно больше бензина, нежели отпугивать покупателей высокими ценами.
Независимые владельцы АЗС, публично поднимая вопрос о возможном росте розничных цен на бензин, в большей степени стараются обратить внимание на свои проблемы, возникшие из-за снижения потребления топлива в связи с эпидемией коронавируса и объявленной затем самоизоляцией. Спрос на горючее в нашей стране действительно серьезно снизился — многим россиянам карантин не позволяет выйти из дома и воспользоваться собственным автомобилями. То же касается бизнесменов, которые с одной стороны, получили возможность экономить на транспортных услугах; с другой, теряют значительные доходы.
В частности, по данным исследования оператора фискальных данных «Первый ОФД», только за первую половину апреля продажи бензина в нашей стране сократились почти на треть (31%). Во второй половине месяца тенденция продолжилась: в отдельных регионах, например, в Южном федеральном округе, объем покупки топлива снизился практически вдвое.
Вслед за потреблением сократилось и производство нефтепродуктов: по данным ЦДУ ТЭК, изготовление бензина в апреле упало более чем на 33%, а дизельного топлива — на 16%. В целях обеспечения баланса спроса и предложения, Минэнерго совместно с Федеральной антимонопольной службой в конце апреля вдвое снизили нормативы обязательных биржевых продаж топлива производителями: в ближайшие два месяца нефтяники смогут снизить свои поставки бензина на Санкт-Петербургскую товарно-сырьевую биржу до 5%, а дизеля — до 3%.
А именно на этой биржевой площадке и закупаются владельцы независимых АЗС, которые уверены, что подобное решение на руку только крупным нефтяным концернам, предоставляющим топливо на биржевые площадки. Сокращение обязательных поставок уже в июне угрожает привести к дефициту горючего на оптовых торговых площадках, а в дальнейшем и к повышению цен в рознице. По мнению руководителя Независимого топливного союза Павла Баженова, перебои с поставками топлива на биржу, и соответствующий рост оптовых цен, приведут к снижению и без того скромных доходов небольших сетей. В такой ситуации, независимые российские сети АЗС, доля которых на розничном рынке топлива России составляет более 50%, будут вынуждены поднимать цены, чтобы сохранить маржинальность своего бизнеса.
Насколько способны вырасти цены на моторное топливо по итогам года — прогнозировать сложно. В настоящее время экспортные цены падают, а внутри страны потребление резко снизилось. Нефтяники сократили производство: им не выгодно наращивать продажи за рубеж — европейские нефтебазы переполнены, поэтому заработать на экспорте не получится. А внутренние продажи по повышенным ценам могут вызвать новые претензии со стороны Кремля, ведь президент Путин уже предупредил, что стоимость топлива не должна превышать уровень инфляции, которая в настоящее время прогнозируется по итогам 2020 года в размере 3,8-4,8% годовых.
Опрошенные «МК» эксперты считают, что проблема, поднятая владельцами независимых АЗС, вполне актуальна. Такова особенность россиякого топливного рынка: бензин в ней может быть в дефиците и даже дорожать, когда нефти вокруг хоть залейся, а ее цена – на исторически низких уровнях.
«Большие нефтяные холдинги и их торговые структуры теоретически могут назначать собственную маржу на нефтепродукты. С ее учетом стоимость топлива не вырастет выше уровня инфляции. Однако независимые АЗС, которым при биржевом дефиците придется покупать у них бензин, вынуждены будут назначать низкую надбавку, необходимую лишь для поддержки минимально необходимой рентабельности, а о развитии в этом случае придется забыть», — предполагает инвестиционный менеджер компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин.
Впрочем, по мнению эксперта, существует еще один вариант, при котором самая тяжелая доля ляжет на плечи рядовых потребителей. На рост стоимости бензина на независимых АЗС, особенно в регионах, можно будет некоторое время закрывать глаза и лишь спустя несколько месяцев провести антимонопольное расследование причин того, почему в ряде областей стоимость горючего дорожала быстрее инфляции. «К такой практике наши чиновники прибегали уже не раз, и зачастую она позволяла выходить им сухими из воды, перекладывая всю ответственность на мелких бизнесменов», — напоминает аналитик.
Вместе с тем, по мнению главы клуба венчурных инвесторов ITLEADERS Егора Клопенко, особенности регулирования цен на бензин на внутреннем рынке не должны приводить к повышению стоимости бензина для конечного потребителя. «Сейчас паление цен на топливо на мировом рынке компенсируется за счет конечного потребителя. В выигрыше и государство, и нефтяники, а в проигрыше — население страны. Даже если принятые законы действительно могут привести к повышению цен на бензин при условии исторически низкой стоимости нефти, значит нужно менять законы, а не приводить их в оправдание», — считает эксперт.
Автор: Николай Макеев
Источник: www.mk.ru