Биткоин, майнеры и вся «крипта»: какие законы примут в России
Судя по всему, в России понемногу стали определяться, что делать с завоевавшими мир порождениями блокчейна. Несмотря на то что Аксаков анонсировал предстоящие «жаркие дискуссии», после которых будет сформулирован окончательный вариант законопроекта, его правовая конструкция уже ясна. Как ожидается, криптовалюты признают «иным имуществом», которое является финансовым инструментом, активом, а его обращение не должно облагаться налогом на добавленную стоимость. В документе также определяются подходы к проведению сделок ICO по привлечению инвестирования в криптовалюте для бизнес-проектов. Такие сделки предлагается считать формой краудфандинга, при этом инвесторы будут ограничены в сумме вложений в один проект. Кроме того, государство займется допуском к инвестированию в ICO: оно будет определять, какие площадки имеют на это право и какие бизнес-проекты могут пользоваться такой формой привлечения средств.
«Подходы будут самые либеральные, но при этом предусмотрены защита инвесторов и определенные правила работы этого рынка», — пояснил депутат. В то же время документ не касается вопроса о регулировании деятельности по добыванию криптовалют, который затрагивает интересы десятков тысяч майнеров. По словам Аксакова, законопроект не прописывает правила налогообложения криптовалют и майнинга, который даже предпринимательской деятельностью пока не считается.
А вот как средство платежа или виртуальный аналог рубля криптовалюты в России в ближайшее время точно не появятся. Напротив, создание цифровой валюты для расчетов может квалифицироваться как уголовно-наказуемое деяние. Правда, банкам могут позволить работать с криптоактивами, привязанными к номинированным в рублях активам. Это позволит клиентам кредитных организаций с разрешением от ЦБ РФ открывать депозиты в системе блокчейн.
Пока российские власти мучительно решают, как правильнее узаконить криптовалюты, во многих странах с этим давно определились. Своим опытом на этот счет поделились участники Всемирного слета майнеров из 15 стран, собравшихся в Госдуме. По оценке Thompson Reuters, капитализация биткоина достигла $70 млрд, а кошельками криптовалюты пользуются от 2,9 до 5,8 млн человек по всему свету.
В целом картину мирового регулирования криптовалют можно охарактеризовать так: «сколько стран, столько и мнений». Например, ЦБ Бангладеш заявил, что операции с криптовалютой будут наказываться лишением свободы сроком до 12 лет. В ФРГ криптовалюта рассматривается как торговая деятельность, в Новой Зеландии — как платежная система, в Нидерландах — как предмет бартера, в Сингапуре — как товар для приобретения других товаров. В большинстве европейских государств цифровые деньги не запретили, а некоторые регуляторы заявили о создании собственной криптовалюты. Так, Дания анонсировала цифровую е-крону. Россия попала в обзор агентства как страна, которая стремится к юридическому признанию криптовалют.
Российский интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев заметил, что криптовалюты нужны не людям, а машинам, чтобы те, в свою очередь, изменяли жизнь человечества к лучшему. Расхаживающий по залу человекоподобный робот, видимо, был призван подтвердить этот тезис. Впрочем, роботом сейчас уже никого не удивишь, а вот феномен невероятной волатильности биткоина будоражит умы всех, кто следит за скачками его курса.
Лучшее в «МК» — в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram
Источник: mk.ru