Бензин как символ стабильности в России: всегда стабильно дорожает

Одна из главных ценностей России, которая часто декларируется политиками – это стабильность. Под стабильностью подразумевается, что завтра будет не хуже. Пока мир идёт вперёд, граждан России убеждают, что стабильное болото – это классно, лишь бы не было войны и возвращения к «лихим 90-м».

Однако несмотря на призывы к стабильности многие сферы жизни деградируют. Где-то быстрее, где-то медленнее. Но есть в России и уникальные явления, которые демонстрируют поведение, не зависящее от законов мировой экономики. Одно из них – русский бензин.

Он как будто создан врагами – и демонстрирует изумительную стабильность постоянного роста цены. В стране мало вещей, которые настолько стабильны, как бензин. Разбудите меня через сто лет и спросите, что в России происходит с ценами на бензин, и я отвечу: они растут.

Цены на бензин в разных странах мира зависят от множества факторов и существенно различаются. На разницу в цене влияют налоги, издержки производства и транспортировки, субсидирование цен государством. Российские цены на бензин по мировым меркам – невысокие. В то же время Россия является одним из главных мировых экспортёров топлива и сырья для топлива. Как правило, в странах-экспортёрах цены на это низкие или очень низкие. Государства устраивают для своего населения небольшой энергетический рай, продавая бензин по символическим ценам. Однако российские цены символическими не назвать.

Россия может похвастаться тем, что по цене за литр бензина занимает место где-то рядом с США. Увы, по средней зарплате разница огромная, и потребитель в США может купить на зарплату в пять раз больше топлива, чем россиянин.

Россия по цене за литр уступает практически всем экспортёрам нефти. От нищей Венесуэлы до роскошных Катара, ОАЭ и Саудовской Аравии. Есть, конечно, ещё Норвегия, экономика которой основана на экспорте нефти. Там одни из самых высоких цен на бензин в мире, около двух долларов за литр. Только вот средняя зарплата там примерно как в США, плюс мощнейшая социальная поддержка.

Занятно наблюдать за ценами на русский бензин, например, в Белоруссии или Казахстане. Белоруссия практически всю нефть покупает в России. Казахстан добывает свою, но до половины потребляемого бензина закупает в России. При этом цены в Казахстане примерно на четверть ниже. В Белоруссии разница не столь велика, но все-таки бензин там тоже дешевле. Приграничные россияне охотно ездят к братьям-белорусам заправиться сделанным из русской нефти бензином. Отдельным бонусом к пониженным ценам идёт то, что в Белоруссии качество бензина везде стабильное.

Цены на бензин в России растут они очень резво. Например курс российского рубля в 2000 году составлял 28 рублей за доллар. За 18 лет рубль упал в 2,2 раза по отношению к доллару. Бензин же в 2000 году стоил 6,5 рубля за АИ-92. Сегодня – больше 40-а. Кто-то скажет: «А давайте посмотрим на цены на нефть! Они тоже выросли за 18 лет, вот и бензин вырос!»

Но цена нефти находится в последних строчках среди факторов, составляющих стоимость бензина. Основная часть – это налоги и прочие акцизы, которые устанавливает государство. В странах, активно закупающих нефть для топлива на мировом рынке, с падением стоимости нефти падают и цены на бензин. В России вне зависимости от мировых цен на нефть бензин говорит «Только вперёд!» – и продолжает дорожать.

В последние пару месяцев русский бензин демонстрирует новые рекорды по скорости роста цены. С января по конец мая цены на топливо в среднем по стране выросли на 7-8% при общей инфляции в 1,6%. А с 21 по 27 мая – на 1,9%. Подорожание на фоне окружающей «стабильности» оказалось столь стремительным, что вышло на первые места в повестке дня.

В последних числах мая ВЦИОМ провёл опрос среди россиян: «Почему дорожает бензин?» 66% уверенно сказали, что причиной тому экономическая политика. 46% обвиняют нефтяные компании, 40% – правительство, 19% – владельцев заправок, 12% – лично Путина, 10% – западные страны. Госдума и Совфед в этот раз получили всего 9% голосов.

Вице-премьер РФ Дмитрий Козак в скачке цен на бензин обвинил рост мировых цен на нефть. Центробанк с правительством тоже обвиняет мировые рынки.

А вот Федеральная антимонопольная служба считает, что виновны российские нефтяные компании, которые в погоне за большим долларом увеличили поставки бензина за рубеж, сократив поставки на внутренний рынок и тем самым создав дефицит в стране. 28 мая ФАС вынесла Роснефти предупреждение о том, что снижать объёмы продаж на внутренний рынок нехорошо. Медведев 4 июня заявил, что нефтяники эгоисты и правительство будет искать на них управу.

Сейчас объявлено о снижении акцизов на бензин. Отменено запланированное на 1 июля повышение цены. На осень анонсированы непонятные пока меры «по стабилизации рынка».

На ближайшее время цены были спасены – по царскому велению, при ручном управлении, чтобы народ не взбунтовался от чрезмерно быстрого роста цен. Но не стоит забывать, что на ближайшие шесть лет запланировано прорывное развитие демографии, здравоохранения, образования, жилья, экологии, безопасных и качественных дорог, производительности труда, науки, цифровой экономики, культуры, малого и среднего предпринимательства.

На решение этих задач требуется где-то добыть 8 трлн. рублей. Источник финансирования официально не объявлен. Но все уже понимают, что деньги на улучшение жизни граждан будут взяты из налогов (прямых и косвенных), то есть из кошельков самих граждан. В том числе и из налогов на бензин.

Но несмотря на всю боль и разочарования, которые приносит россиянам бензин, у него можно учиться, с него можно брать пример:

«Нефть дешевеет – бензин дорожает. Нефть дорожает – бензин дорожает. Нефть ничего не делает – бензин дорожает. Бензин упорный и плевал на все. Будь как бензин».

Источник: publizist.ru

Оставить ответ

*