Тест-драйв ГАЗ «Соболь» NN: Дорожное братство
Не секрет же, что коммерческий транспорт — отдельная каста на дороге, живущая зачастую по своим правилам и нам, легковым, неведомым законам. Испокон веков водитель грузовика — шофер, обладатель высшей ступени навыка управления автомобилем, способный не только проехать несметные версты из точки «А» в точку «Б», но и самостоятельно починиться на ближайшей обочине, если такая нужда настигнет в пути. Более того, коллегу своего не только заметит-поздоровается, но и в беде не бросит. Остановится. Пара слов, нужный ключ, советом и делом поможет. Настоящее дорожное братство, зачастую незаметное из окна легкового автомобиля. Но стоит сесть за руль грузовика, как трасса и улица меняются. И если раньше для получения столь любопытных и укрепляющих надежду на будущее впечатлений требовался опыт, знания, навыки и недюжинная физическая сила, то сегодня все намного проще. Комтранс стал намного вежливее и добрее к водителю и пассажирам. Отчего бы не примерить этот класс автомобилей и на себя? А с чего начинается коммерческий транспорт в России? Конечно, с «ГАЗели».
С декабря прошлого года у дилеров появился «Соболь NN» — следующая итерация популярного фургона, представляющая собой самую маленькую цельнометаллическую «ГАЗель». «Соболек», как нежно именуют его причастные — фургон для городского использования, которому открыт въезд в центр и, если речь идет о 2,5-тонной модификации, не страшен «грузовой каркас». Так было и так будет — машина изначально разрабатывалась для эксплуатации в описанных выше условиях. Естественно, категория «B». Однако, текущее поколение обрело недостижимые и недоступные ранее улучшения.
Внешний вид — дело каждого, и, как фломастеры, на вкус субъективное, но в этот раз споров и пересудов быть не может. Дизайн нижегородцам удался: современный, но лаконичный, аккуратный и вполне презентабельный. Формфактор — правильный прямоугольник с аккуратным скосом передка — вполне соответствует духу времени и чувству прекрасного. Максимально, насколько коммерческий изначально транспорт вообще может соответствовать. Ведь его основная задача — не впечатлять и демонстрировать, а везти. Кстати, оказывается, на таких автомобилях чертовски удобно парковаться, ведь осознание параметров кузова приходит мгновенно, а с такими зеркалами и парктроники не нужны (хотя они тоже предлагаются как опция, причем не дилерская, а заводская). Это приятно, но основополагающие «аргументы» располагаются за дверями. И начать стоит отнюдь не с салона — не «легковушка» все же!
Багажный отсек «Соболя NN» , в который можно зайти — именно зайти, а так же запрыгнуть, забежать и даже залететь, причем втроем, взявшись за руки — представляет собой помещение общим объемом 7,8 кубометра. Студия, полгаража или приличная московская кладовка по вместимости. На полу — древесная плита из влагостойкой фанеры с инсталлированными петлями, по стенкам — обшивки. Благодаря односкатным колесам, смело и со свистом заходят три европалеты. Кстати, попасть в «трюм» можно через боковую сдвижную дверь или через ворота в корме, проем которых — 1630 мм на 1850 мм. Двери в салон, к слову, тоже открывается очень широко, почти на 90 градусов, а за ними скрывается не только внутренняя, всегда чистая ступенька, на которой удобно оставить уличную обувь, переобувшись в более подобающие процессу тапочки, но и совсем уж европейский по ладу и крою салон.
Основное правило коммерческого транспорта — функциональность. Кабина — рабочее место, где водитель проводит слишком много времени, чтобы ему было неудобно. Весь арсенал полочек, карманов, подстаканников — кстати, тут «подбутыльники», которыми было бы недурно оснащать и легковые авто — должен быть доступен на уровне вытянутой руки. А бардачков тут — каждой хозяйке на зависть: два на традиционном месте, два — под крышей, два — под лобовым стеклом, рядом с огромной полкой напротив водительского кресла. Кстати, о «троне»: он оснащен своей собственной подрессоренной подвеской, которая регулируется по весу седока. Такой опции нет даже у премиальных седанов, а у «Соболя» — есть.
На десерт — два USB-порта, климатическая установка, центральный замок, разделенный на багажную и пассажирскую зону, электрические зеркала и стеклоподъемники, всевозможные подогревы, в том числе и штатный заводской предпусковой подогреватель двигателя. Богато! Короткий диалог с профессиональными водителями, проводящих немало времени в машинах прошлого поколения «ГАЗ», однозначен: машина стала на порядок лучше предшественников и ничем не уступает своим конкурентам. Даже европейского производства.
В движение «Соболь NN» приводит 2,8-литровый 139-сильный дизель в паре с собственной 6-ступенчатой МКПП. И получается у них на двоих весьма задорно: короткая первая, чуть длиннее вторая и поехали, не уступаю снующим вокруг «легковушкам». Причем не уступаю ни в маневре, ни в скорости. Конечно, нужно всегда помнить, что машина высокая, центр тяжести у нее на порядок выше, чем привык, так что с поворотами нужно быть осторожнее. И тормоза очень чувствительны: двумя ногами трогать не стоит, да и про торможение двигателем не забывать. Тем более, что удобный селектор коробки передач так и манит пощелкать «скорости». Но это «на пустую». А что будет, если подгрузить?
Сказано — сделано: широкими мазками добавляем полтонны груза и отправляемся на улично-трассовый цикл испытаний. Во-первых, никаких изменений в управляемости не чувствуется, более того, машина под весом крепче держится и меньше реагирует на дорожные невзгоды вроде ям и колдобин. Во-вторых, разгоняется столь же напористо. Разве что расход в режиме фактически полной загрузки чуть подрастает. Так выходило 10-11 литров при вполне «легковой» езде, а с грузом — порядка 12. Глаз не режет, карман не тянет. Бензиновые «малолитражки» с автоматическими коробками в среднем потребляют столько же — даром, что при этом в два раза меньше и в два раза легче.
«Соболь NN» отнюдь не дешев: стартовая цена нашего, самого легкого, «догрузового» — 2 895 000 рублей. 3,5-тонный со всеми своими «плюшками», обойдется на 95 тысяч дороже. А грузопассажирский «Комби» — и того дороже. С другой стороны, такие машины и трудятся долго, и сами способны деньги приносить. Одной только гарантии — 4 года или 200 000 км, и это не считая 12-летней гарантии на кузов от сквозной коррозии. Есть, когда применить и заработать.
Удивительно в «Соболе» другое: редко сегодня встретишь машину, которой на дороге оказывают столько внимания. Интересуются, поднимают большой палец, просят открыть окно, чтобы поговорить. Многочисленное и вездесущее грузовое братство оборачивается лицом к «новообретенному» адепту: подходят на улицах, разговаривают в пробках, останавливаются, если встал на обочине. В легковом мире такого давным-давно нет. Уж на московских улицах и магистралях — точно. А тут все совсем иначе, по-свойски, без галстуков и по-простому: как машина, брат, что скажешь, новая? Помощь нужна? Честно говоря, даже полиция относить иначе: вежливее как-то, добрее. Ну какой из газовского грузовичка нарушитель?