Штрафная арифметика: за что и на сколько наказали автомобилистов в 2019 году
ГИБДД раскрыла статистику о штрафах, вынесенных водителям за прошлый год. Благодаря существенному увеличению количества камер получились новые рекорды – в рублях и количестве постановлений. А вместе с тем стало больше и неплательщиков, в том числе злостных.
В России каждый год штрафы бьют рекорды. Это при том факте, что уровень культуры водителей объективно становится выше, а аварийность почти по всем ключевым параметрам снижается. Как же так? А все просто: власти давно поняли, что камеры на дорогах активно и безотказно пополняют бюджет, а потому их нужно побольше. Вот и выходит, что по «штрафной» статистике в нашей стране год от года на дорогах становится все больше нерадивых водителей.
Согласно данным ГИБДД, в 2019 году было вынесено 142,1 миллиона постановлений за нарушения Правил дорожного движения. Это сразу на 11% больше, чем годом ранее. Львиную долю работы взяли на себя автоматические камеры: на них приходится 122,1 миллиона штрафов. И только 20 миллионов протоколов составили автоинспекторы.
Общая сумма выписанных штрафов достигла 106,5 миллиарда рублей, что превышает показатель 2018 года на 8,6%. Тут тоже лидируют видеокомплексы. Они «заработали» 82,7 миллиарда рублей. Оставшаяся сумма – результат работы патрулей ДПС. Учитывая целевое расходование поступлений от нарушителей, можно прикинуть, на что бы хватило такой суммы. Например, по предварительным оценкам в сто миллиардов обойдется сооружение широкой современной автомагистрали от Краснодара до моста через Керченский пролив. Сейчас ее нет, и в сезон отпусков на региональных дорогах возникают серьезные сложности. А, к примеру, оставшийся объем работ по строительству ЦКАД требует около 44 миллиардов.
Чаще всего автомобилисты попадаются на превышении скорости. По этой статье вынесено 101,8 миллиона постановлений. Рост к 2018 году составил целых 16% (заслуга камер!). Разбивки по масштабам превышения нет, но и без нее очевидно, что основная часть приходится на диапазон 20-40 км/ч. Сейчас за это наказывают на 500 рублей, которые можно заплатить с 50%-ной скидкой в течение 20 дней с момента вынесения постановления. В проекте нового КоАП Минюст предлагает ужесточить санкцию аж до 3000 рублей. Но, судя по реакции чиновников, такую поправку не пропустят.
Остальные типы нарушений встречаются на порядок реже. На втором месте – протоколы за несоблюдение требований дорожных знаков и разметки. Но их всего 12 миллионов. Сейчас за этот проступок все активнее штрафуют камеры в Москве, так что и результат в последующие годы станет выше. Далее по популярности следуют проезд на красный свет (5,1 миллиона штрафов) и нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, разъезда или обгона (3,3 миллиона).
По последним нарушениям также все больше работают автоматические комплексы. По состоянию на начало 2020 года их по стране насчитывается 17,3 тысячи – 13,5 тысячи стационарных и 3,7 тысячи мобильных. Есть шансы, что в нынешнем году введут обязанность устанавливать предупреждающие таблички «Фотовидеофиксация» и перед переносными камерами. На Москву приходится больше 2000 камер и почти четверть всех выписанных в России штрафов (27,7 миллиона). Что интересно, роста количества относительно 2018 года почти нет. Чего не скажешь о суммах: было 20,9 миллиарда рублей, стало 23,5 миллиарда. То есть в среднем каждое нарушение стало «дороже». В частности, это можно объяснить появлением камер, прицеленных на пешеходные переходы.
В Московской области рост по числу постановлений и сборам составил примерно 50%, до 23,3 миллиона штрафов и 14,4 миллиарда рублей соответственно. В регионе львиная доля камер «работает» на превышение скоростного режима, в том числе – средней скорости на отрезке дороги.
Остальные правонарушения водителей, вошедшие в топ-10 по популярности, по большей части выявляют автоинспекторы. Это несоблюдение правил применения ремней безопасности и мотошлемов (2,8 миллиона случаев), нарушения в сфере ОСАГО (те же 2,8 миллиона, на 200 тысяч больше, чем в 2018-м), непредоставление преимущества маршрутным транспортным средствам и спецавтомобилям (2,7 миллиона протоколов), управление неисправным автомобилем или машиной с внесенными и незарегистрированными изменениями в конструкцию (2,6 миллиона фактов, большая часть из которых – тонировка).
Пешеходам и велосипедистам выписали 1,6 миллиона штрафов. За непредоставление преимущества пешеходам наказали 1,4 миллиона раз, за нарушения правил остановки и стоянки – 1,1 миллиона. Нарушения правил перевозки детей показали большой рост, с 690 до 864 тысяч случаев. Хотя, возможно, просто автоинспекторы стали обращать на такие случаи более пристальное внимание.
Отдельно – о нетрезвых водителях. Их в прошлом году поймали 308,1 тысячи. Динамика положительная: -11% от 2018-го. Из этого числа в 21,3 тысячи случаев выявили наркотическое опьянение, 173 тысячи человек отказались от прохождения медицинского освидетельствования. В суды передано 260 тысяч дел (где остальные – загадка). По результатам разбирательств 173 тысячи человек были лишены прав, 45,4 тысячи попали под арест. И только 2,1 тысячи дел были прекращены, а обвиняемые – оправданы.
И еще немного важных цифр. В 2019 году ГИБДД закрыла 41,7 тысячи дел, что на 8% больше, чем за аналогичный период годом ранее. Лишений прав стало меньше на 15% (354,5 тысячи), арестов – на 6,4% (144,7 тысячи).
Источник: carclub.ru