Может мягкая сумка помогла: как девочка выжила в хабаровской авиакатастрофе

Летает L‑410 «Турболет» раз в неделю, билеты на рейс раскупали на месяц вперед. Местные жители признаются, что давно опасаются летать. Погода на севере может измениться буквально за час. К тому же Нелькан окружают таежные сопки, часто бывает туман. В поселке не раз наблюдали, как самолет по два-три раза заходил на посадку. Бывало, что при сильном ветре и вовсе выкатывался с полосы. Здание аэропорта, по рассказам жителей Нелькана, очень старое, отопление работает плохо, служащие нередко зимой сидят на рабочих местах в шубах и тулупах. Раньше аэропорт был на балансе старательской артели «Амур», потом его передали «Хабаровским авиалиниям». И если аэропорты в райцентре, Аяне, и Николаевске попали в федеральную программу по развитию малой авиации, то в Нелькане — нет.

Самолет в Нелькане должен был постоять совсем недолго и тут же отправиться обратно в Хабаровск. На рейс уже были зарегистрированы девять пассажиров. Сейчас они благодарят Бога, что не попали в тот полет.

В авиакатастрофе погибли шесть человек, включая пилотов, и лишь одной маленькой пассажирке удалось выжить. Спасение Жасмины Леонтьевой называют в Нелькане настоящим чудом. Самолет рухнул, не дотянув нескольких километров до аэродрома. L‑410 падал с высоты 600 метров. Медики говорят, что детские кости упругие, в них много хрящевой ткани, и они амортизируют при столкновении с землей. Также мог сказаться небольшой вес девочки, сила удара была, соответственно, меньше. На L‑410 вещи пассажиры, как правило, везут с собой. Удар могла смягчить какая-то мягкая сумка. Также специалисты предполагают, что малышка во время посадки могла спать где-то в укромном месте, и ее защищали спинки впереди стоящих кресел. А возможно, при ударе она была защищена телами рядом сидящих людей. К тому же во время сна организм расслаблен, что тоже положительно сказывается при падении.

Жасмина летела с учительницей нельканской сельской школы Ольгой Лапонниковой. Мать девочки, Мария, попросила педагога-психолога сопроводить дочку из Хабаровска к бабушке, которая живет в поселке Нелькан. Как рассказали «МК» местные жители, у бабушки живет и брат Жасмины, Даниил, который учится в пятом классе. Мальчик предпочел небольшой поселок городу. У бабушки большое хозяйство, с которым ей помогает управляться внук. Как и все местные жители, Леонтьевы заготавливают на зиму несколько бочек моченой брусники, дикой жимолости. У Марии другие заботы: недавно она снова родила и живет с младенцем в Хабаровске.

Как рассказала глава администрации Нельканского сельского поселения Наталья Васильевна Петухова, девочку нашли очень быстро и тут же доставили в местную больницу. Она была в сознании, выглядела очень испуганной и ни с кем не разговаривала. Среагировала Жасмина только на бабушку. Как увидела ее, тут же прижалась к родному человеку. За девочкой уже вылетел вертолет санавиации из Николаевска-на-Амуре. На его борту — бригада, в которую входят реаниматолог, травматолог и хирург. Завтра Жасмину увезут в Хабаровск.

В Нелькане все теперь скорбят по погибшей учительнице Ольге Лаппониковой. У нее остались двое сыновей, старший уже студент, учится в Хабаровске, а младший еще школьник. В том же злополучном самолете оказалась и свекровь Ольги, Анна Александровна. Женщина всю жизнь проработала в суровом крае геологом, хорошо владела ружьем. Она также погибла при жесткой посадке. Разбилась и Светлана Пахомова, которая работала в этнокультурном центре в Нелькане. Молодая учительница возвращалась домой из молодежного лагеря коренных малочисленных народов Севера. У Светланы Ивановны остался шестилетний сын. Еще один погибший пассажир — Денис Амосов. Он был родом из Джигды и летел на заработки в старательскую артель «Амур», где добывали драгоценные металлы — платину и палладий. Мужчина считался классным трактористом и в любой сезон не оставался без работы.

Почему же произошло крушение? (Кстати, всего с начала 1991 года на территории нашей страны произошло 11 катастроф самолетов этого типа — L‑410.) Как рассказал один из специалистов (он попросил обойтись без ссылок на него), самолет новый, был выпущен в 2015 году. Его производитель Aircraft Industries — чешская (ранее чехословацкая) авиастроительная компания. Как подчеркивает источник «МК», машина аутентичная, то есть сделана именно той фирмой, которая с самого начала занималась производством этих машин. Налет командира воздушного судна, управлявшего этим L‑410, — 17 000 часов. Погода в момент катастрофы была хорошая. Температура ‑24…‑26 градусов, нижняя кромка облачности — 900–950 метров, ветер — 21 м/с.

По информации источника «МК», самолет упал за 600–800 метров до полосы. Со слов очевидцев, прямо перед падением был зафиксирован крен вправо. С этим креном он и столкнулся с землей.

Причины этого, как говорят специалисты, пока никому не понятны. Известно только, что сигналов бедствия, сообщений о каких-либо отказах экипаж ни во время захода на посадку, ни непосредственно перед катастрофой не передавал.

«МК» попросил разъяснить ситуацию летчика с 45‑летним стажем полетов в гражданской авиации Владимира САЛЬНИКОВА:

— Сразу обращает на себя внимание скорость ветра: 21 м/с — это очень сильный ветер. Притом 21 м/с — это ведь не постоянный ветер, а наверняка порывистый. Если так, то здесь можно предположить потерю скорости при посадке. Из-за сдвига ветра возникает болтанка. Порыв ветра то есть, то его нет. На это очень быстро не способны отреагировать ни летчик, ни автоматика. Поэтому если ветер усилился, то и скорость самолета вместо заданной увеличивается на некоторую величину. А когда ветер стихает, то и скорость уменьшается. Чтобы в этот момент не свалиться в штопор, существует рекомендация: во время захода на посадку в таких условиях надо увеличить посадочную скорость на 30 км.

Возможно, пилоты не успели этого сделать. Тогда получается ошибка экипажа. Он мог не справиться с управлением самолетом. Когда происходит потеря скорости, самолет как раз начинает сваливаться влево или вправо. То есть на крыле происходит потеря подъемной силы, и образуется крен. Возможно, о нем и говорят очевидцы.

Но вообще-то налет у капитана корабля был 17 000 часов — это очень солидно. Как столь опытный командир мог потерять скорость, трудно сказать. Можно предположить отказ одного из двигателей на малой высоте. Если вдруг это произошло, то на винтовом самолете, пока двигатель работает, винты тянут, а как только тяговые усилия прекращаются и винт остается не во флюгере, а в том же положении, он сразу создает очень большое сопротивление. И получается, что, к примеру, правый двигатель выключился и создает сопротивление, а левый, наоборот, тянет. Возникает большой разворачивающий момент — отсюда тоже может появиться крен.

Читайте материал: Загадка катастрофы: разбившемуся в Хабаровском крае самолету меньше двух лет

Вечерняя рассылка лучшего в «МК»: подпишитесь на наш Telegram-канал

Источник: mk.ru

Оставить ответ

*