На Берлинском международном кинофестивале вручат главный приз

© РИА Новости / Екатерина ЧесноковаАктриса Анке Энгельке и Дитер Косслик на церемонии открытия 68-го Берлинского международного кинофестиваля Берлинале — 2018

Международный берлинский фестиваль, в основном конкурсе которого участвуют 19 картин, раздаст в субботу свои призы — одного золотого и семь серебряных медведей.

Фестивальная публика обычно считает прогнозы гаданием на кофейной гуще, но опрошенные РИА Новости критики выделили такие картины, как «Утейя, 22 июля» и «В коридорах», а шансы «Довлатова» получить награду назвали спорными.

Берлинале проходит в 68-й раз в столице Германии с 15 по 25 февраля. В конкурсе участвуют 19 картин из Норвегии, Германии, Франции, Филиппин, Уругвая. Россию представляет драма Алексея Германа-младшего «Довлатов».

Главные фавориты

Согласно рейтингу журнала Screen самую высокую оценку критиков — 3,3 балла — получил анимационный фильм Уэса Андерсона «Остров собак», который открыл киносмотр в этом году.

Картина рассказывает историю 12-летного Атари Кобайаши, который служит охранником продажного градоначальника. После того как власти города Мегасаки решают изгнать всех животных на свалку, Атари в одиночку пускается на поиски своего друга и пса Спотса. Голоса героям фильма подарили Брайан Крэнстон, Эдвард Нортон, Лив Шрайбер, Билл Мюррей, Джефф Голдблюм, Скарлетт Йохансон и Тильда Суинтон.

«Мне не так понравился «Остров собак», как остальным. Мне он показался вторичным и немного скучным. Мне кажется, сценарий был недоработан. Но стоит признать, что все-таки это произведение искусства, и мне понравилась анимация и креативность картины. Это особенный и уникальный фильм, но что особенно важно, он привлекает внимание к проблеме бездомных собак и, может, даже поощрит кого-то взять собаку из приюта», — рассказал критик Авнер Ашавит.

Судьба Довлатова

На втором месте рейтинга с 3,1 балла оказалась печальная драма Алексея Германа-младшего «Довлатов», которая запечатлевает несколько дней из жизни русского писателя Сергея Довлатова в начале 70-х. Режиссер сначала сомневался, поймут ли западные зрители этот фильм, однако в разговоре с РИА Новости сказал, что ошибался.

«Фильм приняли очень хорошо. Для меня парадоксальным стало то, что когда я зашел на следующий день в кинотеатр, люди оставались до самого конца титров и хлопали», — рассказал Герман-младший.

Он отметил, что после показа фильма видел на фестивале людей с томиками Довлатова. «Ко мне подошел молодой немец и начал расспрашивать про Довлатова, про те времена, про живопись в Ленинграде. Мне кажется, это хорошо, потому что про нашу культуру знают мало, а про Довлатова вообще ничего. Мне кажется, это дико круто, что кино является таким культурным коммуникатором между Россией и Западом, потому что мы все меньше друг друга понимаем», — сказал собеседник.

При этом глава гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России Кирилл Разлогов не согласился с Германом-младшим и отметил, что западные критики, судя по рецензиям, не совсем поняли то, что происходило в фильме, однако это никак не умаляет шансы картины выиграть приз Берлинале.

«У «Довлатова» шансы есть, картина всем понравилась, хотя на меня она особого впечатления не произвела, но я думаю, что на какую-то премию он может рассчитывать. Конечно, гадать на кофейной гуще, что понравится жюри, дело неблагодарное», — подчеркнул он.

Разлогов уточнил, что Довлатова на западе не знают, однако тема защиты искусства от вмешательства государства понравилась западному зрителю. Кроме того, всем понравился главный актер, серб Милан Марич, который при этом, по мнению критика, сыграл что-то далекое от реального Довлатова.

«Когда берешь западного актера на роль, а потом озвучиваешь их на русском языке, органика образа исчезает. Надо быть очень харизматичным актером или актрисой, чтобы это получилось хорошо», — добавил он.

Неутешительная статистика

«У России неутешительная статистика выступлений на Берлинале: за 67 последних фестивалей лишь дважды главный приз, «Золотой медведь», доставался советским фильмам. По иронии судьбы, у нынешнего «Довлатова» есть гены обеих этих картин», — заметил критик Егор Москвитин.

По его словам, с «Восхождением» Ларисы Шепитько (приз 1977) «Довлатова» объединяют мучения героев, живущих рывками между подвигами и малодушием, щемящее ощущение холодного и мертвого пространства, вытоптанного войной с фашистами, и необычайный гуманизм, контрастирующий со свирепым духом эпохи.

Со вторым фильмом — «Темой» Глеба Панфилова (приз 1987) — у «Довлатова» тоже немало общего: и там, и там герои — творческие единицы, которые при разном освещении кажутся то гвоздями, то спичками.

«А если учесть, как стройно хвалят «Довлатова» зарубежные критики и как много разочарований вызвала конкурсная программа фестиваля в целом, то складывается ощущение, что вот она, победа, уже в кармане… И все же, ставить деньги на победу Алексея Германа-младшего в основной номинации (в прочих шансы выше) — рискованная затея», — пояснил собеседник.

Слабый конкурс

Как отметил критик Калим Афтаб, в этом году в конкурсе много картин, которые тяготеют к традиционному киноязыку, поэтому самыми интересными стали те, что не попали в этот тренд.

«Мне бы очень хотелось, чтобы выиграл фильм «В коридорах» Штубера. Он очень тонкий и необычный в сравнении с тем, что представлено в конкурсе в этом году. Еще бы я выделил картину «Не трогай меня». Она многим может не понравиться, но нельзя не заметить, что она оригинальна с точки зрения идеи и ее изложения», — сказал собеседник агентства.

С ним согласен Москвитин. По его словам, парадоксально, но немцы редко награждают свои фильмы на Берлинале, и пора поменять этот тренд.

«Очень осторожную ставку имеет смысл сделать на фильм In the Aisles («В коридорах») Томаса Штубера — трогательную историю, в которой классическая немецкая музыка переплетается с пролетарской драмой, а высокий киноязык — с вполне плакатным протестом против общества потребления. Герои — грузчики из огромного, как рай или ад, продуктового универмага… Такой фильм просто не может уйти домой без наград, потому что он сам сполна наградил зрителей своими добротой, верой в человека и волей к жизни «, — рассказал критик.

О слабости конкурса 68-го Берлинале заявил и Ашавит. «Конкурс был очень странный, я думаю, самый худший из всех. Лучший фильм в конкурсе — это «Утейя, 22 июля». Он был незабываемый и абсолютно опустошающий, его практически невозможно было смотреть. Я живу в Израиле, и поэтому не понаслышке знаю, как ужас влияет на твою жизнь. Я думаю, это важный фильм», — заметил он.

С критиком согласились его коллеги — норвежскому триллеру присудили 2,9 балла. Высокие оценки также получили своеобразный четырёхчасовой мюзикл «Сезон дьявола» филиппинца Лав Диаза, драма «Моего брата зовут Роберт и он идиот» Филипа Гренинга, а также «Наследницы» Марсело Мартинесси.

Источник: ria.ru

Оставить ответ

*