Очень злые птички: как Angry Birds добивают своего создателя

© Angry BirdsСкриншот игры Angry Birds

Появление Angry Birds в 2009 году произвело эффект разорвавшейся бомбы. Только за первые два года игра стала абсолютным рекордсменом по количеству скачиваний, а ее создатель — финская Rovio — в одночаcье превратилась из загибавшегося партнера крупных игровых издателей в одного из самых успешных игроков рынка. Впрочем, дела у создателя мирового бестселлера идут неважно: по итогам третьего квартала 2017-го (первого после выхода на IPO) Rovio лишилась пятой части рыночной стоимости. Последние годы компания планомерно теряет прибыль, а виной всему, как указывают аналитики, все та же игра. О том, как Angry Birds сначала вывели Rovio в лидеры рынка, а теперь медленно его добивают, — в материале РИА Новости.

Долгий путь к успеху

Путь к славе, который прошел финский производитель, не был легким и быстрым. Еще в 2003 году его будущие основатели — студенты Никлас Хэд, Ярно Вакевайнен и Ким Дикерт — выиграли конкурс Nokia для разработчиков игр со своим первым проектом King of the Cabbage World. Зарегистрировав компанию Relude (позже Rovio Mobile), они начали активно сотрудничать с  крупнейшими издателями — Electronic Arts, Namco и Real Networks. И хотя для гигантов они сделали больше 50 различных проектов, сами едва сводили концы с концами. В 2006-м Rovio оказалась почти на грани банкротства, и тогда стало ясно: спасти ее может лишь собственное успешное приложение.© Angry BirdsСкриншот игра Angry Birds

Скриншот игра Angry Birds

В 2007 году в мобильной индустрии произошло поворотное событие, которое определило ее развитие на годы вперед. Стив Джобс представил первый iPhone. Создатели Rovio задумались: а что, если сделать приложение для платформы iOS? Команда взялась за проект и работала почти год. Результатом трудов стали недовольные птички, которые атаковали из рогатки злорадно хрюкающих свинок — пожирателей яиц.

Стремительный взлет

Релиз игры состоялся в декабре 2009 года, но никто не обратил на Angry Birds внимания. И лишь спустя год, когда разработчики сделали бесплатную урезанную версию и сумели уговорить Apple показать ее на главной странице AppStore, триумф не заставил себя долго ждать. И пары дней не прошло, как Angry Birds взлетели на первое место в AppStore, хотя до этого находились в шестой сотне рейтинга. Игра завоевала всемирное признание.Перейти в фотобанкОформление пасхальных яиц в стиле компьютерной игры Angry Birds

Оформление пасхальных яиц в стиле компьютерной игры Angry Birds

Пользователям начали приедаться AngryBirds, несмотря на постоянно меняющиеся декорации, а привлекать новых игроков становилось все сложнее и дороже. В прошлом квартале Rovio потратила на эти цели 22,2 миллиона евро — в четыре раза больше, чем год назад.

Всего Rovio выпустила 16 игр серии Angry Birds, последняя из которых — Angry Birds Match — вышла в августе. На этот раз противостояние свиней и птиц облекли в классическую головоломку «три в ряд».

Игра получилась простой и легкой, но критики поспешили отметить: это слишком банально, а вот над чем в ней действительно поработали, так это над встроенными покупками. Платить нужно за энергию, за ключи, за сундуки. В общем, все как обычно в многочисленных играх three-in-line, но едва ли это поможет Rovio заработать много денег.© Angry BirdsСкриншот игры Angry Birds

Скриншот игры Angry Birds

Во-первых, у таких игр огромное количество конкурентов. А во-вторых, пора уже сделать что-то новое.

Ставка на один продукт

Наблюдатели констатируют: рыночная стратегия Rovio  — ставка на один флагманский продукт — оказалась довольно сомнительной, и теперь компания пожинает ее плоды.

Все дело в том, что мобильные игры — крайне рискованный бизнес. Менее 5% пользователей обычно играют в новую серию игры более месяца. А фактор лояльности к той или иной студии-разработчику здесь вообще не работает. Все решает виральность приложения: оно может стать мировой сенсацией в одночасье, а затем исчезнуть так же быстро, как и появилось.

Бизнес-модель freemium (сами игры бесплатны, но пользователям предлагают платить за прокачку персонажей, жизни, новые уровни или игровые предметы), которую используют большинство разработчиков, в том числе и Rovio, — это лотерея. Магазины приложений переполнены, а клиенты непостоянны.

Срочно диверсифицироваться

Сейчас Rovio взяла курс на то, чтобы развиваться как развлекательный бренд наподобие Walt Disney.Перейти в фотобанкАктёры Тимур Родригез и Омар Си на фотоколле анимационного фильма «Angry birds» в Каннах

Актёры Тимур Родригез и Омар Си на фотоколле анимационного фильма «Angry birds» в Каннах

Она выпустила сериал Angry Birds, думает, как продвигать бренд в образовательной среде, а в 2016 году стала сопродюсером созданного по мотивам игры полнометражного мультфильма «Angry Birds в кино». Он собрал около 350 миллионов долларов в прокате по всему миру и стал вторым самым успешным игровым мультиком в истории после Warcraft.

Но аналитики предупреждают: намеченный амбициозный план Rovio развиваться как медиакомпания может и не сработать. Ведь пока все достижения издателя снова крутятся вокруг старой доброй Angry Birds. Чтобы в итоге не пасть жертвой суперпопулярного детища, Rovio cрочно нужно искать свежие идеи. А сумеет ли она повторить успех с новым продуктом, пока к старому окончательно не угас интерес, — очень большой вопрос.

Источник: ria.ru

Оставить ответ

*