Почему авиаперевозчики издеваются над пассажирами?

В последнее время авиакомпании ведут себя по отношению к пассажирам все наглее и бесцеремоннее. Можно ли защититься от авиационного хамства?

Несмотря на снижение пассажиропотока, авиакомпании не становятся вежливее и внимательнее по отношению к пассажирам — напротив, СМИ полны сообщений о том, что даже известных людей снимают с рейсов по самому незначительному поводу. Так чего же тогда ждать нам, простым смертным?

Председатель правления Всероссийского объединения туристов, член Общественного совета при Ростуризме Роман Бобылев рассказал о самых распространенных незаконных практиках авиакомпаний и о том, как с ними бороться.

1. Дерут три шкуры

По словам Бобылева, ценообразование в этом сегменте непонятно даже эксперту: «Оно плавающее. Авиакомпания отталкивается в основном от спроса. Если вы и ваши друзья целый день ищете в интернете дешевые авиабилеты, то не удивляйтесь, если к вечеру цена на билеты по этому направлению и на эти даты подскочит с 10 тыс. до 24 тыс. рублей».

Одна из авиакомпаний недавно, увидев ажиотажный спрос на летние авиабилеты в Симферополь, решила, что продешевила. Тогда в авиакомпании додумались просто взять и отменить летние рейсы! Деньги покупателям вернули, а через неделю те же билеты вновь появились в продаже, но уже значительно дороже!

Российское законодательство не предусматривает в этом случае никаких компенсаций. А ведь многие несостоявшиеся авиапассажиры уже выкупили в Симферополе гостиницы и в итоге вынуждены были отказаться от отдыха.

2. Не улететь со сломанной ногой

Беспардоннее всего авиакомпании ведут себя с больными и инвалидами. По закону вернуть вам деньги за авиабилет обязаны только в том случае, если умер ваш близкий родственник, а также если госпитализировали вас или члена вашей семьи, вместе с которым вы летите.

«На практике деньги за авиабилеты даже в этих случаях не возвращают, — говорит Бобылев. — Что уж говорить о тех, кто просто заболел, сломал руку или ногу? Например, недавно один турист на отдыхе сломал ногу, но его не пустили в самолет, сославшись на то, что нога не влезает между креслами в экономклассе».

Пересадить в бизнес-класс пассажира отказались, несмотря на наличие свободных мест, отказались и возвращать деньги за пропавший билет. Денег на оплату разницы в стоимости билетов эконом- и бизнес-класса у туриста просто не оказалось. Отказывают в перевозке слепым, глухим и другим пассажирам, если сотрудникам авиакомпании кажется, что такой пассажир не сможет лететь без сопровождающего. Причем деньги за билет чаще всего не возвращаются.

3. И с бумажкой ты какашка?

Что касается посадочных мест, то тут пассажир бесправен полностью. Так, пара забронировала посадочные места на рейс в Париж, но уже после регистрации на рейс им объявили, что сидеть придется совсем на других местах, причем в разных концах салона. А на их более удобные места посадили сотрудников авиакомпании.

«Если речь идет о креслах одного тарифа, то незаконного тут ничего нет», — продолжает Бобылев. По авиационным правилам, нельзя у аварийного выхода сажать иностранца: вдруг он не поймет в случае ЧП слов экипажа? На особые места могут рассчитывать пассажиры с детьми. Так что, если вы и забронировали места с большим пространством в начале салона, вас запросто могут передвинуть, если на ваше место попросилась пара с ребенком. Но даже и без ребенка — пересаживать пассажиров авиакомпания может по своему усмотрению.

4. Компенсация за задержку

По закону вы можете получить компенсацию за отмену, задержку рейса и даже за замену судна. Но на практике такая компенсация — копейки, за которые ни один пассажир не идет судиться. А потому авиаперевозчики что хотят, то и творят. К примеру, за задержку рейса авиакомпания обязана выплатить пассажиру 25 рублей за каждый час.

Если же вы опоздали на стыковочный рейс, то пишите претензию — авиа­компания обязана ответить вам в течение шести (!) месяцев. Только получив отказ, вы можете идти в суд. Но и оттуда уйдете, скорее всего, несолоно хлебавши.

«Суды нередко выносят решения в пользу авиакомпаний, ссылаясь на то, что пассажир сам виноват — он должен был подстраховаться и купить билеты со стыковкой не четыре часа, а восемь. А если с авиакомпании что-то и взыскивают, то решается это долго и дорого», — констатирует Бобылев.

«По закону, если пошел пятый час, а горячего питания вам не предоставили, вы можете пойти в дорогой ресторан и потом предъявить авиакомпании чеки. А если задержка более шести часов ночью и восьми — днем, поселиться в хорошую гостиницу, если авиакомпания отказывается вас размещать. В этом случае вам обязаны вернуть еще и деньги за такси», — комментирует эксперт.

Перевозчики, конечно, не торопятся компенсировать эти расходы, придется побегать по судам.

Талон на питание обычно рассчитывается из расчета четыре евро на человека, что на заграничных рейсах — кот наплакал. А некоторые самые экономные перевозчики просто снимают с борта самолета заготовленное питание и отдают его пассажирам. «После этого делают вид, что они накормили вас горячим», — сетует Бобылев.

5. Заложники авиационной жадности

Бобылев сравнивает пассажиров с заложниками — чаще всего на самостоятельное размещение у них просто нет денег.

«А если авиакомпания видит, что турист уже в транзитной зоне, он сдал багаж, у него уже печать в паспорте стоит и он уже никуда не денется, тогда авиакомпания вообще ничего не делает и туристы по 24 часа сидят с детьми под кондиционерами в транзитной зоне!»

Впрочем, есть свет в конце тоннеля. С 2019 года вносятся изменения в Воздушный кодекс, Россия присоединяется к Монреальской конвенции: за смертельный случай будут платить уже 8 млн (против нынешних 2 млн руб.), за задержку рейса — до 4 тыс. руб., за потерянный багаж — 80 тыс. руб., а за понесенные убытки (если вы опоздали на совещание или на свадьбу) вам заплатят до 300 тыс. рублей.

Единственный минус — распространяться конвенция будет только на пассажиров международных рейсов.

С другой стороны, пре­дупреждает эксперт, рост компенсаций может привести к росту авиационных катастроф: «Будут взлетать на авось, лишь бы не отменять рейсы и не платить компенсации. А мы и так являемся лидерами по авиакатастрофам в гражданской авиации».

Автор: Анна Александрова

Источник: mirnov.ru

Оставить ответ

*