Автомобилестроение Украины практически уничтожено
Затяжной кризис автомобильной отрасли привел к почти полному ее исчезновению в Украине.
Об этом свидетельствует отчет Ассоциации автопроизводителей Украины, презентованный на круглом столе в Киеве, сообщает корреспондент “Политнавигатора”.
Состоянием на 2017 год производственные мощности в Украине составляли около 400 тыс автомобилей в год включая крупноузловую сборку, в т.ч. «Богдан» (150 тыс), ЗАЗ (150 тыс) «Еврокар ( 50-100 тыс). Часть производственных мощностей – более 135 тыс автомобилей в года – уже просто исчезла. Это КрАСЗ (40 тыс), «Випос» (45 тыс) и Ильический завод автомобильных агрегатов (50 тыс). Сейчас полномасштабное производство автомобилей может вести лишь ЗАЗ, где объемы производства сократились с 123 тыс 308 авто в 2008 году до 1 тыс 151 авто в 2017 году т.е. более чем в 10 раз.
Несмотря на то, что значительные мощности еще остаются, загрузка их крайне низкая. Выпуск легковых автомобилей за последнее десятилетие сократился в десятки раз – если в 2008 году в Украине было выпущено 401 тыс 599 авто, то в 2017 – лишь 7296 легковых автомобилей, что составят 1,8% от наличных мощностей и 8,9% от продажи новых авто. Из существовавших когда-то 12 автозаводов работают лишь 7. Количество рабочих мест за 10 лет сократилось в 5 раз – с 36,3 тыс до 8 тыс и продолжает сокращаться. Доля местной продукции на внутреннем рынке сократилась в 5 раз и сейчас не превышает 10-11%. Практически прекратился экспорт автомобилей – если в 2008 году Украина продала за рубеж 73 тыс 283 авто, то в 2017 – лишь 71 (!).
Таким образом, Украина фактически потеряла внешние рынки, основными из которых в 2008 были Россия (89% экспорта), Казахстан (3%), Сирия (2,5%), Беларусь (2%), Азербайджан (2%), Узбекистан (1,5). Причиной потери экспортных рынков стали меры по нетарифным ограничениям, т.е. санкции и запреты, отмечено в отчете Ассоциации автопроизводителей Украины.
Резкое сокращение производства компенсировано таким же резким падением продаж новых автомобилей и скачком продаж подержанных авто из Европы. В 2017 году в Украине продано лишь 82 тыс 330 новых авто, что в 7 раз меньше, чем в 2008 году (623 252). Импорт новых авто также резко сократился – с 366 тыс 815 авто в 2008 году до 80 тыс 536 в 2017 году, т.е. в 4,5 раза. Сегодня спрос на новые автомобили в Украине полностью удовлетворяется за счет импорта, констатируют в Ассоциации автопроизводителей Украины. На украинские автомобили приходится не больше 5-10%.
Импорт подержанных автомобилей вырос с 4 тыс 164 в 2008 году до 59 тыс 026 в 2017 году, т.е. в 14 раз. Эта статистика отражает только растаможенные авто, завезенные с выполнением всех требований закона. Кроме них есть еще т.н. «евробляхи» – автомобили ввезенные в режиме транзита и временного ввоза. Их, по оценкам Ассоциации, в Украине сейчас насчитывается от 300 тыс до 600 тыс.
Развал производства привел к резкому сокращению объема поступлений в бюджет. Если в 2008 году автомобилестроение заплатило в бюджет 817,5 млн долл, то в 2017 году – лишь 27,8 млн долл, т.е. лишь 3,5% от уровня 2008 года. ЗАЗ заплатил в бюджет лишь 164 млн грн – в 16 раз меньше, чем в 2008 году (2 млрд 592 млн грн).
Действие факторов, которые привели к сокращению производства, продолжается, поэтому сложно прогнозировать, сколько мощностей останется в Украине в ближайшее время, говорится в отчете.
В Ассоциации считают, что есть высокая вероятность остановки выпуска легковых автомобилей и консервации части производственных мощностей за исключением завода «Еврокар».
Вероятно также банкротство ряда оставшихся в Украине производителей, которые уже не в состоянии выживать при нынешних экономических условиях и полном равнодушии государства к отрасли.
При этом, импорт подержанных авто из ЕС будет расти. А импорт новых авто будет расти медленно в силу слабого роста экономики.
Автор: Игорь Петров
Источник: www.politnavigator.net