Новый ФГОС от Минобрнауки включает строевую подготовку с 1-го класса
Скандальная ситуация, связанная с предложением отечественного Министерства образования и науки внести изменения в школьные ФГОС, продолжает развиваться.
Как пишет издание «Московский комсомолец», инициатива и попытки её утвердить на официальном уровне окутаны тайной. О введении новых образовательных стандартов стало известно благодаря открытому письму преподавателей и словесников, возмутившихся предложением, и письму президентского помощника Андрея Фурсенко к министру образования Ольге Васильевой.
Журналисты приводят несколько примеров, на которые ранее акцентировали внимание специалисты.
На уроках физкультуры в 1-х классах — реальная строевая подготовка с командами «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», построением в две шеренги, перестроением, поворотами кругом на месте, рапортом учителю и движением в колонне с поворотом. На уроках труда в 6-м классе, хоть и названных по-современному «технологией» — изучение «устройства передаточного механизма швейной машины и подготовка универсальной швейной машины к работе».
Стоит отметить, что разработчики проекта, судя по всему, стремились избегать огласки относительно своей работы. Именно поэтому не был налажен контакт с профессиональной и экспертной средой в области образования. Трудно представить педагога, который не удивился бы пунктам, к примеру, о швейных машинах.
«Работа по совершенствованию ФГОС общего образования должна быть построена на основе широкого общественного обсуждения и глубокой экспертной проработки», но «по имеющейся информации, соответствующие процедуры не соблюдены, надлежащее экспертное и общественное обсуждение не организовано, при этом министерством предлагаются кардинальные изменения структуры и содержания стандартов», — отметил в письме Фурсенко.
Издание же предполагает, что основной целью новых стандартов выступает формирование не самостоятельной личности, а рядового гражданина-исполнителя с нулевой инициативностью. В этом свете перенос цели обучения с процесса осмысления материала на механическое усвоение выглядит в целом логичным.
Также легко в пух и прах раскритиковать содержание ФГОСа, полагают эксперты. Обновление стандарта принесло новое базовое предметное содержание в виде необходимого минимума. Благодаря этому минимальному объёму, который нужно знать каждому школьнику, в процессе обучения появляется немыслимое для ребёнка материала. Согласно нововведениям, детей и учителей могут обязать «проходить» около 3-4 тем в течение одного урока.
По словам член-корреспондент Российской академии образования Александр Кондаков, новоявленные предложения по ФГОСу станут колоссальным препятствием на пути развития человеческой индивидуальности, выявления и поддержки одарённости, а также ликвидируют сложную дифференциацию учебного процесса, сложившуюся к настоящему моменту.
«ФГОСы эпохи цифровой экономики должны основываться на модульном построении сетевых образовательных программ, обеспечивать их гибкость и адаптивность, широкое использование современных образовательных технологий (сетевых, цифровых, прорывных, интернет технологий, технологий обучения и учения)», — подчеркнул он.
Ректор СпбГУ Николай Кропачев сообщил, что выступил против утверждения новых стандартов в рамках заседания Совета Минобрнауки по соответствующему вопросу. Он объяснил свою точку зрения отсутствием в предложенном варианте методики воспитания социально ответственных жителей. Эксперт полагает, что главной задачей системы образования выступает «вооружение» школьников действительно важными знаниями относительно мироустройства, чтобы они могли полноценно функционировать в современном обществе.
Кропачев подчеркнул, что поддержали ФГОС лишь 19 человек на вышеозначенном заседании.
Источник: msk.dixinews.ru