Боги любят женщин. Особенно матрешек.
«Матрешки» — второй спектакль нового худрука «Модерна». Первая — «О, этот дивный мир!» — прошла незаметно и не принесла очки Грымову. Но, как человек супер активный и креативный, он решил, что за первым театральным «блином», который обычно комом, совсем необязательно последует такой же второй. И, похоже, не ошибся: «Матрешки на округлости Земли» приятно удивили.
Начинается загадочно: женщина, одетая по-простому и названная матрешка-кудапрешка, собирается на тот свет — ничего себе каприз. Не вранье: хочет остаться там вместо убитого сына на войне (на какой, пока не ясно). В компанию к ней набивается другая (матрешка-космонавт), судя по речи и одежде, из другого социального слоя, но также желающая загробной жизни за вину перед мужем. Так и заявляет: «Убила его». Тут же является третья, молоденькая, с дохлым розовым фламинго в натуральную величину на руках. Птичку жалко, как и саму хозяйку.
Где находятся дамы, и из какой точки Земли отправляются в преисподнюю непонятно. Немного интригующего, не без юмора, бреда: «Нужно сесть в желтую маршрутку — отвезет куда надо». Сели, тронулись, погибли, но не буквально: бабоньки сами озвучили как маршрутка вылетела на встречную полосу и … о, дивный загробный мир.! Впрочем, ничего там хорошего нет, если верить декорации (художник сам Грымов): руины и пепелище. Но факт, что сопроводил их туда ни кто иной, как сам Харон Харонович Харонян (Леонид Трегуб), отправляет зрителя уже к античным Богам и мифам, с ними связанными.
Матрёшки загружаются в лодку и истово гребут к неведомым берегам. А там — и наглый Гермес тебе, и мрачный Гектор после Трои… Смертные бабы вступают с ними в контакт в агрессивной манере: матрёшка-кудапрёшка (Надежда Меньшова), та самая, что решила отдать жизнь за сына, жестко диктует условия: бабы не будут рожать до тех пор, пока Боги не прекратят вести войны на земле. Боги в шоке — бабоньки, да без войны нет технического прогресса, смертные — без работы, экономика — в провале. Но, тем не менее, соглашаются на условия. Боги на их стороне!
Автор пьесы, поставленной Юрием Грымовым в «Модерне», неизвестен (в программке не значится), и в этом главная интрига, рождающая разного рода предположения — возможно, это сам режиссер (тогда почему не прикрылся псевдонимом, как это, например, делает Сергей Юрский, известный как драматург Вацетис?). Или какие-то проблемы с авторскими правами? Или того хуже — переработка западного киносценария, выданного за оригинальный, но под другим названием? Но в любом случае намерения анонима создать притчу о неразрывной связи жизни и смерти, того и этого мира да еще с выбором какой лучший — очевидны. Первая часть спектакля с интригой добровольной транспортировки на тот свет смотрится с интересом, как детектив. Элементы, сопутствующие жанру использованы грамотно — ритм, музыкальные точки, работа света, умело создающего иллюзию глубины сцены, которой в «Модерне» нет. Нет также и драматургических провисов и даже внешний ряд, особенно в его не самой интересной костюмной части не портит впечатления.
Но дальше, когда действие переходит к конкретным историям каждой из матрёшек (а что же с ними такое произошло, что заставило желать смерти?), начинаются проблемы. История матрёшки с музыкальным образованием и фламинго (Мария Орлова) затянута, матрёшки-космонавта (Лика Нифонтова) невнятна. Истории распадаются, не сходятся по воле автора в одной «лодке», в которую так ловко и дружно сели вначале. Хотя намёк на финальное объединение сделан в виде перьев фламинго, что сыпятся сверху на сына матрёшки-кудапрёшки, теперь потерявшего маму, но это не делает финал.
Весьма порадовали актеры, особенно три актрисы — Лика Нифонтова, приглашенная на роль в «Модернъ», а также Надежда Меньшова и Мария Орлова, давно работающие в театре.
Получайте короткую вечернюю рассылку лучшего в «МК» — подпишитесь на наш Telegram.
Источник: mk.ru