Коровья аномалия
Многолетние инвестиции в молочную отрасль привели к рекордному росту цен на говядину и молоко.
На фоне падения доходов населения цены на молоко и говядину ставят все новые рекорды. В декабре прошлого года говядина обновила трехлетний максимум, ее средняя стоимость достигла 320 рублей. А российское молочное сырье стало самым дорогим в мире.
По данным Росстата, после накруток ретейлеров потребителю молоко обходится в 53 рубля за литр. Неудивительно, что по итогам 2017 года среднее потребление молока на душу населения снизилось почти на 6 кг — до 233 кг.
НЕ В КОРОВУ КОРМ
Если посмотреть на официальные отчеты Минсельхоза, то складывается впечатление, что крупный рогатый скот (КРС) через пару десятков лет можно будет заносить в Красную книгу. И это несмотря на массовый приток заграничных буренок, который не прекращается вот уже более десятка лет.
В докризисные времена импорт чистокровных пород КРС достигал, как в 2014 году, 138 тыс. голов в год. Всего с 2007 по 2014 год было ввезено от 500 до 600 тыс. голов. Несмотря на стахановский завоз, количество буренок упало почти на 800 тыс. — с 9320 до 8531 тыс. К 2017 году их количество уже составляло 8200 тысяч.
Естественная убыль (или неестественная?) восполнялась ростом надоев с одной коровы, но дефицит отечественного сырья удерживается на уровне 75% от необходимого. Нельзя обвинить и государство в недостаточной поддержке. Только за последние три года на поддержку молочной отрасли государством ушло около 100 млрд рублей.
В общем, налицо парадоксальные результаты, которые можно описать народной присказкой: «не в коня корм».
С этим не согласна пресс-секретарь отраслевой ассоциации «Союзмолоко» Мария Жебит:
— Мы все последние годы росли в производстве товарного молока на 3%, что довольно значительно, так как эта самая длительная по окупаемости отрасль (15 лет), а первое молоко вы получаете через три года после постройки фермы. При этом производство в личных подсобных хозяйствах сокращается, люди перестают держать коров. Но сектор промышленного производства, который работает на поставки молока в магазины, активно растет.
Повальное увлечение импортными буренками дорого обошлось государству и отечественному сельскому хозяйству. Причины чисто российские.
— С середины 2000-х импортных коров покупалось столько, что, казалось, мы должны были захлебнуться в молоке и мясе. Но в действительности ни мяса, ни молока, — рассказала «МН» президент ассоциации «Ветбезопасность» Лилия Сургучева. — В первые годы импортного бума погибали 70% коров. Причин аномальной смертности много. Массово закупался некондиционный скот. Больной и истощенный, он погибал в первые месяцы пребывания на новой родине.
Скот завозили в недостроенные коровники, и с наступлением холодов животные гибли. Крестьяне не умели их правильно кормить, содержать и ухаживать за ними. Под видом племенных, чтобы получить дотацию от государства, коммерсанты покупали коров на убой. Мухлевали со страховкой. В итоге огромные средства были пущены на ветер. Уровень племенного поголовья остался чрезвычайно низким — около 12%.
БИЛЛ ГЕЙТС И СУПЕРКОРОВА
Деньгами эту проблему не решить. То, что работает при разведении птицы или свиней, дает сбой на крупном рогатом скоте.
— На иностранных породах далеко в России не уедешь, наша страна разнообразна по климатическим зонам — от засушливых до холодных регионов, — считает Лилия Сургучева. — Только сейчас Минсельхоз озаботился проблемой генофонда КРС, создал банк и центр селекции воспроизводства сельскохозяйственных животных.
Тем временем известный миллиардер Билл Гейтс пожертвовал 40 млн долларов на создание вакцин для домашнего скота и эксперименты в генетике животных. Он надеется получить суперкорову, которая будет производить в четыре раза больше молока. Правда, создается она с расчетом на жаркий климат, поэтому воспользоваться возможными плодами известного мецената нам не удастся.
Автор: Вячеслав Степовой
Источник: mirnov.ru