Сухим без воды: миру предрекли масштабный питьевой кризис
© REUTERS / Akhtar SoomroМальчик пьет воду из канистры на фоне муссоных облаков в городе Карачи
МОСКВА, 10 фев — РИА Новости, Наталья Дембинская. В ЮАР бьют тревогу: уже к маю туристическая столица республики, Кейптаун, может остаться без воды. Водопроводный коллапс вызван трехлетней засухой, истощением главного резервуара и резким ростом населения, в том числе за счет трудовых мигрантов. Суточную норму потребления уже ограничили 50 литрами. Для сравнения: средний европеец использует 180-200 литров воды в день. Впрочем, экономить воду вскоре придется миллиардам людей. Как вода становится самым ценным ресурсом на планете — в материале РИА Новости.
Что общего у воды и нефти
Еще несколько десятилетий назад вода считалась само собой разумеющимся благом. Она была практически бесплатной или очень дешевой. Сейчас ее все чаще сравнивают с нефтью. Логика в этом есть: запасы как пресной воды, так и черного золота на планете ограниченны.
Хотя 70% Земли покрыто водой, для питья пригодно менее одного процента. Поэтому вода — быстро истощающийся ресурс, способный стать востребованным сырьевым товаром.
Уже сейчас стоимость воды при определенных обстоятельствах может быть сопоставима со стоимостью нефти или даже превышать ее.
Так, в начале 2016 года, когда цены на нефть спикировали ниже 30 долларов, бочка воды для офисных кулеров стоила дороже барреля Brent — 2928 рублей против 2359. Воде проиграла в цене и техасская WTI: американская смесь стоила в 60 раз дешевле бутылки премиальной воды Perrier.
Фермеры против потребителей
Семьдесят процентов всей пресной воды в мире потребляет сельское хозяйство — в основном поливное земледелие. В России в связи с географическим положением и климатом это не слишком развито, но в жарких странах львиная доля имеющейся воды тратится на гидромелиорацию. Оставшиеся 30% делятся примерно пополам — между промышленностью и жилищно-коммунальным сектором. Последний — это и питье, и водные процедуры, а также посудомоечные и стиральные машины.
В России потребляют почти в 10 раз меньше бутилированной воды, чем в среднем по Европе. Во многом это связано с недостаточно высокой покупательской способностью населения. Тем не менее в последние пять лет объемы производства бутилированной воды на российском рынке неуклонно повышаются. Сказываются и опасения заразиться от водопроводной воды, и рыночная активность компаний-производителей.
Вообще, бутилированная вода — достаточно дорогое удовольствие для развивающихся рынков, хотя именно там ее продажи растут быстрее всего. «Особенно стремительно рынок бутилированной воды расширяется в Мексике, Китае и Индии. Но прежде всего за счет обеспеченных слоев населения. Бедные либо продолжают пить загрязненную воду, либо болеют, либо платят непомерно высокую долю своих скудных доходов за альтернативные источники воды», — констатируют исследователи канадского института Polaris.
В России, впрочем, бутилированная вода достаточно дешевая. Постоянные ее потребители — люди с доходом в 15-25 тысяч рублей в месяц. А доля импорта воды в бутылках на отечественном рынке сравнительно невелика — всего около 2%.
Другое дело, что огромное количество воды в азиатской части России не используется. И недостаточно развита промышленность в водоемких отраслях: целлюлозно-бумажной, металлургической, химпроме, электроэнергетике. Именно продукцию этих секторов экономики целесообразно экспортировать в страны с дефицитом воды — а таковых полмира.
«В Испании или ОАЭ никакой целлюлозно-бумажной промышленности представить нельзя, разве что на привозном сырье. У нас же сырье никуда везти не надо — оно по берегам рек растет. Можно совершенно спокойно при нормальном лесопользовании, не уничтожая лесных экосистем, применяя современные технологии рубки и лесовосстановления, производить все больше целлюлозы и бумаги, спрос на которые в мире непрерывно растет», — отмечает Данильян.
Поить же, по его словам, России никого не надо: это примитивное использование природных ресурсов, «экономический абсурд и каменный век».
Источник: ria.ru