«Полнейший коллапс»: Рубль, акции и госдолг России рухнули на угрозе войны

Попытки российского рынка нащупать «дно» после сильнейших с начала пандемии распродаж оказались «отскоком дохлой кошки». На торгах в понедельник рубль пробил «дно» с ноября 2020 года, рынок акций потерял еще 20 млрд долларов в пересчете на капитализацию индекса РТС, а цены долговых бумаг правительства РФ рухнули до уровней, которых на бирже не видели с 2016 года.

«На российских рынках — полнейший коллапс, — пишет Евгений Суворов, экономист банка «Центрокредит. — Падает все на ожиданиях начала военных действий и введения санкций».

На 14.56 мск курс доллара с расчетами «завтра» подскочил на 1,88 рубля, до 79,3050 рубля. Евро экспрессом проследовал отметки 88 и 89 рублей и торгуется по 89,55 рубля (максимум с июня-2020), прибавляя 1,73 рубля.

Индекс РТС, отражающий долларовую капитализацию 43 крупнейших российских компаний, терял в моменте более 10%, а к началу пятого часа основной сессии находится на отметке 1274,7 пункта — минимальной с ноября-2020.

Индекс МосБиржи спикировал на 6,75%, снова переписал рекорд падения с начала пандемии и пробил годовое «дно» — 3158,46 пункта в низшей точке торгов. Акции Сбербанка, потерявшие 38% с октябрьских максимумов, просели еще на 6,7% и едва не обновили минимум с ноября-2020. Бумаги «Газпрома» рухнули на 8%, ВТБ — на 7,6%, «Роснефти» — на 5,8%, «Норникеля» — на 4,7%, «Новатэка» — на 6%.

Хотя НАТО и США обещают предоставить России письменный ответ на требования о гарантиях безопасности, рынок, похоже, уже ни во что не верит и поддается панике, говорит Коган.

Из российских активов выходят нерезиденты: на полученные рубли они скупают валюту, что толкает курсы вверх. «Новости об эвакуации дипломатов США из Украины, поставках в страну вооружений НАТО и расширение военного контингента в Восточной Европе, а также военные учения РФ и Беларуси не дают снизить градус нервозности на рынках», — констатирует главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Долгин.

Не признаваемый Западом президент Белоруссии Александр Лукашенко объявил, что на границе с Украиной «придется разместить» большой контингент войск. В страну прибывают российские солдаты и вооружения в преддверии намеченных на 10-20 февраля учений Союзного государства.

НАТО тем временем объявило приведении войск в боеготовность и отправке дополнительных сил в восточноевропейские страны. США, по данным The New York Times, могут перебросить в Европу контингент численностью 5 тысяч солдат, который может быть увеличен в 10 раз в случае необходимости.

Геополитика «вынуждает инвесторов бежать от рисков и выходить из позиций», констатирует старший трейдер УК «Альфа-Капитал» Владислав Силаев. На рубль дополнительное давление оказывают Минфин и ЦБ, скупающие валюту в рекордных объемах — по 500 млн долларов в день.

«Закрепление американской валюты выше 78 рублей по итогам дня в понедельник может стать отправной точкой для скачка USDRUB до 80 и EUR-RUB до 90 уже на этой неделе», — прогнозирует ведущий аналитик FxPro Александр Купцикевич.

На этом фоне Банк России может приостановить интервенции для наполнения ФНБ, считает экономист Citigroup по РФ Иван Чакаров.

Обвал рубля сулит России новую волну ускорения инфляции за счет роста цен на импорт, в то время как крушение фондового рынка разоряет миллионы россиян, открывших брокерские счета на волне биржевого бума прошлого года. Но президенту РФ Владимиру Путину «абсолютно все равно», считает Андерс Аслунд, старший научный сотрудник вашингтонского Atlantic Council.

Российским активами еще есть куда падать, полагает он: в 2008 году индекс РТС рухнул на 80% на фоне войны с Грузией и глобального финансового кризиса.

На каком уровне остановится падение рубля — целиком и полностью зависит от решения государства, считает Егор Сусин, управляющий директор Газпромбанк Private Banking.

У центробанка — рекордные в истории резервы на 638 млрд долларов, приток валюты в страну в прошлом году по текущему счету платежного баланса составил беспрецедентные 120 млрд долларов. У корпораций, в том числе государственных сырьевых экспортеров, накоплена валютная «подушка» размером 173 млрд долларов, чего не было с 2016 года. При этом чистый внешний долг нефинансового сектора — отрицательный, запасы ликвидности превышают обязательства на 30 млрд долларов.

ЦБ, Минфин и правительство обладают всеми ресурсами для того, чтобы решить до какого уровня можно позволить рублю упасть, делает вывод Сусин.

Источник: newsland.com

Оставить ответ

*