Стук колес РЖД добавил Путину печали

Флагман российской экономики, как РЖД несет серьезные потери: объемы грузовых перевозок в январе снизились на 5% — примерно до 100 миллионов тонн (в январе 2019 года этот показатель составлял 105,4 миллиона тонн). Если рассматривать железную дорогу как зеркало, отражающее процессы, проходящие в экономике страны, то это очень тревожный «блик».

Еще более тревожнее то, что основная составляющая этого падения — самый массовый груз — уголь. Это сырье традиционно является драйвером железнодорожных перевозок. Но главное, уголь — самый распространенный и самый дешевый энергоресурс, объемы его использования характеризуют самочувствие большинства отраслей экономики. А по итогам минувшего года промышленный рост в стране замедлился, снизившись в показателях с 2,9% (2018 год) до 2,4%.

В железнодорожной монополии снижение поставок угля связывают, прежде всего, с падением спроса на угольную продукцию со стороны как российских, так и зарубежных потребителей. И, как водится, с глобальным потеплением.

Но и внутрироссийские перевозки угля по итогам 2019 года снизились почти на 3%. Об этом на брифинге сообщил журналистам заместитель генерального директора РЖД Алексей Шило. По его словам, аномально теплая зима позволила увеличить запасы гидроресурсов на Ангарском каскаде, на озере Байкал, а также нарастить выработку электроэнергии с гидроэлектростанций и сократить завоз угольной продукции в адрес теплоэлектростанций.

Еще одна негативная тенденция — дальнейшее интенсивное снижение (на 2,5%) погрузки угля в экспортном назначении — до портов Усть-Луга, Санкт-Петербурга, Калининграда и Приморска. По мнению представителя железнодорожной монополии, это связано с политикой стран Европы по снижению угольной генерации.

Действительно, европейцы все больше делают ставку на развитие альтернативных источников энергоресурсов — солнечная энергетика, ветроэнергетика, биомассовая энергетика, волновая энергетика, градиент-температурная энергетика и т. п. В свою очередь это вызвало снижение цен на уголь и возить его в Европу из России становится все более невыгодно.

Мешают и другие барьеры. Например, на днях группа членов польского профсоюза шахтеров, протестуя против использования угля из России, заблокировала железную дорогу, по которой поставляется уголь на электростанцию «Лазиска» компании «Таурон» в Шленском воеводстве. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на Gazeta Wyborcza.

«Никакой русский уголь сюда не въедет. Сегодня мы блокируем электростанцию, но, если будет нужно, мы приварим к путям поезда на пограничных переходах, а грузы из России мы будем высыпать», — заявил журналистам шахтер Рафал Едвабный.

При этом в компании «Таурон» заявляют, что не используют российский уголь, а покупают сырье только на внутреннем рынке. Но польские шахтеры разъярились, они заявляют, что расширят географию своих протестных акций, в том числе в портах и на пограничных железнодорожных переездах. По словам польских шахтеров, к этому их вынуждает критическое положение угольной промышленности в стране и падение продаж сырья, добываемого в самой Польше.

Так что, на западе нашему сырью уже не рады. Пока российских угольщиков спасает экспортный спрос в восточном направлении. Но и там конкуренты не дремлют и, даже если они не станут по примеру поляков приваривать к рельсам вагоны с углем из России, все равно могут подложить свинью российским коллегам, существенно снизив цены на свое сырье, что сделает его более конкурентоспособным. Возможности для такого маневра у них есть, например, в Австралии и Индонезии, где лучше логистические условия, поскольку центры добычи угля находятся ближе к местам отгрузки, и это положительно влияет на себестоимость сырья. Модернизируют производство, выберут благоприятный период для долгосрочного демпинга — и азиаты скажут «прощай» углю из России.

На опасность растущей зависимости российской угледобывающей отрасли от экспортных поставок обратил внимание президент Владимир Путин в ходе встречи с руководителями угледобывающих регионов страны в августе прошлого года. Он отметил, что внутреннее потребление по итогам 2018 года составило 180 млн. тонн, а на экспорт было отправлено 210 млн. тонн. «Растущая зависимость от внешних рынков создает определенные угрозы, определенные риски, имею в виду волатильность этих внешних рынков», — сказал Владимир Путин.

Тогда же глава государства посетовал, что в этих богатых на природные ресурсы регионах рост объемов добычи значительно опережает развитие логистической и социальной инфраструктур.

По доминированию экспорта — эта претензия не совсем по адресу. Региональное начальство и владельцы шахт сырьевыми потоками не управляют, влияют на них весьма косвенно: где лучше спрос — туда и отправляют на продажу уголь. Это, скорее, вопрос к самому президенту: свою экономику надо развивать, тогда и внутри страны спрос на уголь вырастет.

И вообще вопрос стоит о выживании угледобывающей отрасли, чья продукция, напомним, является драйвером российских железнодорожных перевозок.

«У нас сейчас разногласия с Минэкономразвития, которое считает, что отрасль (угледобывающая — «СП) не будет развиваться. В ближайшее время будем рассматривать эти противоречия», — заявил глава Минэнерго Александр Новак на расширенном заседании комитета Совета Федерации по экономической политике.

Конечно, победить в дискуссии соседнее министерство легче, чем наладить дела в реальности. Вагоны РЖД все равно продолжат курсировать, но упущенная на угле прибыль отрицательно скажется на тарифной политике в общем плане. Тут, как говорится, только дерни за веревочку — все и посыплется. Так что, если остановятся шахты — не только шахтеры опять по брусчатке касками застучат.

Источник: newsdiscover.net

Оставить ответ

*