Разгром «Северного потока-2»: Трубу достроит морской стройбат
Прокладка «Северного потока-2» остановилась на неопределенный срок. Швейцарская компания AllSeas Group SA — подрядчик строительства газопровода — вывела из Балтийского моря свои суда, занимавшиеся укладкой трубы. Об этом 23 декабря сообщил Bloomberg со ссылкой на представителя компании.
Заметим, нам с пеной у рта доказывали, что швейцарцы плевать хотели на санкции. Вот как, например, аргументировал это глава Фонда энергетической безопасности Константин Симонов.
«Это швейцарская Allseas, семейная компания, руководитель которой — представитель старых добрых времен, очень жесткий, твердый дедушка. Он прекрасно знал, на что шел, и для него эта компания — дело всей его жизни. Уникальное судно-трубоукладчик Solitaire, которое он построил, как раз использовалось на полную мощность на строительстве „Турецкого потока“ и „Северного потока-2“. Сейчас это судно по иронии судьбы отправилось в Мексиканский залив, поэтому компания Allseas гораздо нужнее в Мексиканском заливе самим Соединенным Штатам, чем Соединенные Штаты нужны компании Allseas», — убеждал аналитик в эфире «Коммерсантъ FM».
Выходило, США швейцарцев пальцем тронуть не посмеют, чтобы не ставить под удар собственные проекты. А уж представители старых добрых времен своих (то есть, русских партнеров) не бросают.
И что в итоге сделал «твердый дедушка»? Едва в ночь на 21 декабря президент США Дональд Трамп подписал закон об оборонном бюджете, включающим пункт о введении санкций против компаний, которые предоставляют услуги по укладке газопроводов «Северный поток-2» и «Турецкий поток», Allseas немедленно объявила о приостановке работ.
А два дня спустя, от греха подальше, вообще вывела суда из акватории Балтики.
Винить швейцарцев глупо — как говорится, бизнес, ничего личного. Но поспешное бегство AllSeas позволяет взглянуть на ситуацию без розовых пропагандистских очков.
Так вот, «Газпром», несмотря на бодрые реляции, крепко влип с «Северным потоком-2». На 21 декабря крупнейшее в мире трубоукладочное судно Pioneering Spirit (читай, AllSeas Group SA) проложило примерно две трети первой нитки газопровода на участке в исключительной экономической зоне Дании — последнего отрезка трубы, оставшегося недостроенным. Судно Solitaire, которое не может укладывать трубы столь же быстро, тем временем проложило примерно половину второй нитки. В итоге, по оценкам экспертов, общая длина недостроенного участка газопровода в однониточном исполнении составляет около 120−130 км — примерно 5% от общей протяженности.
Казалось бы, что такое жалкие 130 км? Но мы их будем достраивать, судя по всему, не один месяц.
Начать с того, что в идеале прокладка морских газопроводов должна осуществляться непрерывно. Но поскольку AllSeas вывела суда из Балтики — значит, обе трубы швейцарцы «отцепили», и те благополучно лежат на морском дне. Понятно, в «час Х» конец трубы можно снова поднять краном на трубоукладчик, и продолжить работу. Но в любом случае, это лишняя технологическая операция, и она потребует времени.
Что хуже, «часа Х» придется ждать минимум месяц. Столько требуется времени, чтобы перегнать из Находки единственный в РФ морской трубоукладчик «Академик Черский» (построен в Тонгжоу, Китай), который способен укладывать трубы диаметром до 1,5 м («Северный поток-2» — это труба диаметром 1,4 м).
Есть другой вариант — трубоукладочная баржа «Фортуна» (построена в Шанхае, Китай). В 2018-м она уложила первые 13 км обеих ниток газопровода в территориальных водах РФ. В теории, баржа способна укладывать трубы и на глубине 200 м, как и требуется при достройке «Северного потока-2». Плюс, она находится в немецком порту Мукран, и может быть отбуксирована к месту работ за пару дней.
Проблема даже не в том, что скорость укладки — 1 км/сутки. Плоскодонная баржа рассчитана на работу в спокойных водах. У нее нет системы динамического позиционирования, которая автоматически удерживает ее на месте с помощью подруливающих устройств. Не говоря о том, что один хороший зимний шторм — и посудина ляжет на дно Балтики, рядом с недоуложенной трубой. Но, не исключено, баржу пустят в дело — так сказать, в качестве морского стройбата. Под лозунгом «умрите, но достройте».
Какие-либо варианты с привлечением иностранных подрядчиков, понятно, отпадают. Этих подрядчиков в мире немного, и все, надо думать, будут шарахаться от «Газпрома», как от зачумленного.
Все сказанное означает, что срок ввода газопровода, обозначенный в ноябре вице-премьером Дмитрием Козаком — середина 2020 года — представляется абсолютно нереальным. Только на испытания трубы после укладки, и заполнение ее газом требуется 1,5−2 месяца.
Дай бог, чтобы газопровод заработал к концу 2020-го. Именно такой срок «читается» в новом транзитном договоре с Украиной: в нем объем прокачки на 2020-й год установлен в 65 млрд. кубометров, а на оставшиеся четыре года — в 40 млрд. Кстати, для прокачки 25 млрд. кубов (65 млрд. минус 40 млрд.) достаточно всего одной нитки «Северного потока-2». Вторая при таком раскладе — совершенно лишняя. Задержка и недогрузка газопровода означает неслабую недополученную прибыль — и «Газпрома», и его европейских партнеров.
Неслучайно представители Украины не скрывают своей радости. «Так выглядит лучший предновогодний подарок для всех нас», — написал в Facebook глава «Нафтогаза» Андрей Коболев. «Северный поток-2″ не должен быть завершен», — вторит ему премьер Украины Алексей Гончарук в Twitter.
И остается только один вопрос: получит ли менеджмент «Газпрома» премиальные за отличную работу в 2019 году?
— Европу устраивает и транзит через Украину, и подвешенная ситуация с «Северным потоком-2», — уверен президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — Благодаря этим маршрутам европейцы имеют резервную инфраструктуру, мощности которой даже превышают их потенциальные запросы в потреблении газа. К тому же Европа имеет возможность оспаривать юридический статус газопроводов и условия поставок в своих судах, решение которых российский концерн не может не исполнить. Просто потому, что качать газ ему нужно именно в Европу.
По сути, дело идет к тому, что Европа получит возможность диктовать, в каком объеме покупать голубое топливо у «Газпрома», и по какой цене. Так что все, что происходит сегодня — лишь подготовка к тому, чтобы прижать «Газпром» еще сильнее.
«СП»: — Германия может помочь нам в достройке «Северного потока-2»?
— Мы газопровод строили де-факто на собственные деньги. Нам самим придется его и достраивать — европейцам на наши трудности наплевать.
Думаю, теперь оба «Северных потока» уже никогда не будут загружены на полную мощность. Просто потому, что европейцам удалось сохранить транзит через Украину, и потому, что в перспективе потребление газа в Европе, скорее всего, будет сокращаться.
Наши простаивающие трубопроводные мощности будут придерживаться на случай форс-мажорных обстоятельств на мировом энергетическом рынке — и только.
«СП»: — Когда «Северный поток-2» будет введен в эксплуатацию?
— Думаю, нескоро. Не удивлюсь, если возникнут проволочки из-за неспособности «Газпрома» делать что-либо самостоятельно. Хотя шапкозакидательские заявления мы, видимо, снова услышим. К тому же транзитный договор с Украиной подписан — значит, торопиться, действительно, некуда.
Замечу, менеджеры концерна не привыкли мыслить на перспективу, и внятной стратегии у них нет — они и сами, видимо, не знают, кто и когда будет газопровод достраивать. Ставка делается, как обычно, на то, что все уладится само собой.
Конечно, руководство концерна давно следовало бы наказать. «Газпром» хронически преувеличивает зависимость Европы от российского газа, исходят из ложных посылок и осуществляют неверное планирование, не просчитывают геополитические риски. Плюс игнорируют потребности внутри России — в интересах отечественной промышленности. На деле, руководители «Газпрома» провалили все, что только можно. Но никаких выводов Кремль из этого так и не сделал.
— «Газпром» не накажут — я что-то не припомню, чтобы в новейшей политической российской истории кто-то нес ответственность за просчеты, — отмечает секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов. — Не нашло поддержки Кремля даже решение Совета Федерации — запретить занимать государственные должности всем ответственным за дефолт 1998 года.
У нас никто не понес ответственность и за то, что мы прозевали сланцевую революцию. Все, что сейчас происходит в мировой энергетике — и прежде всего, на рынке СПГ — следствие этих стратегических изменений.
Сейчас нас уверяют, что санкции США нам не страшны. Но та же история с «Северным потоком-2» показывает, что удавка наброшена Вашингтоном очень грамотно. Надо понимать: американцы последовательны в достижении целей, и против них никто в реальности не пойдет. Все крупные игроки вписаны в глобальную систему, где правила игры определяет Америка. «Питерские», которые отказались от имперского советского проекта, этого расклада не изменят. Они, забрав штаны, побежали в свое время за западным стратегическим проектом — но проявлять самостоятельность им никто не позволит.
Газовые российские трубопроводы — с точки зрения США — очень эффективное средство удушения неугодной элиты РФ. И от этого инструмента американцы в обозримом будущем не откажутся.
Источник: newsland.com