Музей превратился в театр: главные действующие лица — мэтры современного искусства
«Генеральную репетицию», устроенную фондом V-A-C и ММОМА, запустили в конце апреля. В нее вошло около 200 произведений из коллекций ММОМА, франко-американского фонда Kadist и самого V-A-C. Многие из них ни разу не экспонировались в России. Проект представляет собой своеобразный спектакль, где произведения искусства выполняют роль актеров и декораций.
Эпиграфом ко всему проекту выступает инсталляция Майка Нельсона, расположенная на первом этаже. Художник выбрал разные скульптуры из коллекции фонда V-A-C — от терракотовой головы древней африканской культуры нок до работ Константина Бранкузи и Анатолия Осмоловского — из разных регионов, эпох и культур. И всех их, сняв с музейных постаментов, Нельсон помещает на деревянный пол художественной студии, тем самым уравнивая между собой. Он будто усадил их вокруг костра рассказывать свои истории — в центре располагается работа Павла Альтхаммера «Костер».
– Таким образом Нельсон как бы вернул их в мастерскую художника, откуда они вышли. – говорит один из кураторов проекта Катерина Чучалина. – Ты можешь быть генералом, можешь быть солдатом, но когда ты в походе и садишься у костра, звание не важно. Эта работа о том, как вычесть статус мастера и вернуть искусству первоначальный смысл, приблизив работы друг к другу и к зрителю.
Об истории проекта. Первый акт реализовали совместно с коллективом «Театр Взаимных Действий», посвятив его чеховской «Чайке». Пьесе не следовали тут буквально, представив скорее, взгляд на классическое произведение, его интерпретацию и обсуждение актерами.
«Чайка» вне театра — занимательно само по себе. Самое классическое произведение русской сцены помещается в мало приспособленную для него среду — пространство музея. Так в новой ситуации происходит переосмысление драматического жанра. Вместе с тем и произведения искусства оказываются в несвойственных им предлагаемых обстоятельствах, выступая в роли актеров.
Если захватить с собой текст пьесы или человека, способного декламировать не только тот самый монолог Заречной, можно разобраться в заявленных смыслах и, минуя первый слой, проникнуть поглубже. Вот, например, «Моя комната — очередной аквариум» Филиппа Паррено — это не только одно из самых фотографируемых произведений выставки (еще бы, по светлому залу с высокими потолками и лепниной в буквальном смысле плавают стаи рыб Филиппа Паррено), но и прямая отсылка к увлечению Тригорина — любителя «сидеть под вечер на берегу и смотреть на поплавок».
Декорациями и действующими лицами выступают десятки работ мэтров современного искусства: Амедео Модильяни, Альберто Джакометти, Луиза Буржуа, Урс Фишер, Юрий Альберт, Алигьеро Боэтти, Владислав Мамышев-Монро, Анатолий Осмоловский… Однако первый акт «Генеральной репетиции» — это только предвосхищение основного действия.
Во втором же акте фабула проекта обращается к важным вопросом нашего века. Аванесян поставил перед собой амбициозную задачу — исследовать ключевые вопросы философии завтрашнего дня. На их основе он представляет 11 сцен, соответствующих главам книги, которая, возможно, появится в результате этого сотрудничества. В 11 залах второго этажа музея произведения искусства образуют сцены, которые ставят под сомнение традиционные понятия, сформировавшие западное мышление, с точки зрения настоящего.
Одновременно с открытием экспозиции второго акта стартует онлайн-проект «Снова больше историй». В нем произведения искусства, документация перформансов, различные тексты и видеоролики, сопровождающие «Генеральную репетицию», позволят выстраивать собственный маршрут погружения в проект и вносить в него свои интерпретации. Таким образом каждый желающий сможет попробовать себя в качестве приглашенного сценариста «Генеральной репетиции».
Как и первый акт, второй сопровождает обширная программой публичных мероприятий — лекций, перформансов и кинопоказов. Участие в них бесплатное, надо предварительно зарегистрироваться через сайт проекта. Третий акт дадут с 26 июля по 16 сентября. Его соавтором станет поэт и писательница Мария Степанова. Здесь, помимо произведений искусства из трех коллекций, включатся в действие предметы из ее семейной коллекции. Это будет разговор о том, как меняется наш взгляд на вещи и художественные работы, когда они попадают в музей и начинают называться громким словом экспонат.
Читайте наши новости первыми — добавьте «МК» в любимые источники.
Источник: mk.ru