Все эти вопросы зачастую являются предметом для беспокойства родителей. Ведь правильное питание является одним из ключевых элементов, составляющих основу здоровья человека.
Для начала важно разобраться, что означает питаться правильно. В первую очередь, это сбалансированный рацион, содержащий нужное количество питательных веществ, витаминов и микроэлементов. Вторая немаловажная составляющая данного понятия – правильно организованный прием пищи. Реализация этих элементов не требует значительных усилий или материальных затрат со стороны родителей. Необходимо просто придерживаться ряда правил:
• Рацион ребенка должен соответствовать его возрасту. Часто родители с восторгом хвастаются, что их ребенок в год «уже пробовал колбасу, оливье и соленые огурцы». К сожалению, мало кто из них задумывается в этот момент, какими проблемами со здоровьем обернутся эти эксперименты. Держать малыша до года только лишь на грудном молоке – это также крайность.
В каждом возрасте у организма ребенка есть потребность в определенных пищевых элементах. В интернете можно найти массу таблиц на эту тему. Эти нормы важно знать и стараться их разумно учитывать.
• Разнообразие рациона не означает, что в него нужно включить максимальное число продуктов, сбившись с ног в поисках мяса кролика или ломая голову, что дать ребенку, если яблоко он уже вчера ел. Разнообразие означает присутствие всех групп продуктов: овощи, фрукты, каши, мясо, молоко, масло. И уже менее важно будет это гречка или рис, телятина или курица.
• С ранних лет ребенка нужно приучить пить воду в перерывах между едой, утром натощак. Она играет ключевую роль в правильном функционировании организма. Не компоты, соки, чай, газировка, а именно обычная питьевая вода. Запоры, плохие показатели анализов, слабость – всего этого можно избежать, если с детства сформировать культуру потребления воды.
• Режим питания является важным элементом в воспитании ребенка. В первые годы жизни он предполагает наличие четырех-пяти периодов времени, отведенных для приема пищи. Период – промежуток времени, в которые запланирована трапеза. Конкретное начало и окончание может варьироваться исходя из ситуации.
• Помимо времени, отведенного для еды, важными являются: специально организованное место, посуда и спокойная обстановка. Не нужно сопровождать процесс кормления просмотром мультиков, чтением книг, играми и прочими развлечениями; делать это впопыхах или на ходу. Большую роль в формировании правильной культуры питания играют совместные семейные завтраки, обеды, ужины.
• Наличие перекусов между основными приемами пищи негативно отражается на аппетите ребенка и его вкусовых предпочтениях. Предложив малышу два-три печенья на прогулке, не нужно удивляться, что он категорически отказывается от «вкусного куриного супчика, который мама так долго готовила».
• Не стоит заставлять ребенка есть, пытаться скормить все до последней ложки, приговаривая классические «за маму, за папу». Отказ от еды – сигнал для того, чтобы закончить обед. И следующим приемом пищи должен стать полдник, даже если через тридцать минут малыш станет выпрашивать печенье или конфетку.
• Еда не должна быть наградой или наказанием. «Провинился – останешься без полдника», «уберешь игрушки – получишь десерт». Подобные действия чреваты нервными расстройствами и неправильным отношением ребенка к еде в будущем.
• Пример родителей играет значительную роль в формировании культуры потребления пищи. Стремление привить ребенку любовь к здоровому и правильному питанию возможно потребует пересмотра некоторых привычек родителей. Сложно объяснить малышу, что газировка - это вредно, если баночка сладкого напитка традиционно сопровождает папин обед.
Влияние питания на здоровье, рост и развитие ребенка сложно переоценить.
Формирование правильных привычек не требует значительных усилий и затрат. Родители должны понимать свою ответственность и то, что здоровье и полноценное развитие ребенка находится только в их руках.