Минфин намерен вложить резервы России в зарубежные проекты
После развала СССР молодая Российская Федерация была включена в мировую экономическую систему, если называть вещи своими именами, на правах сырьевого придатка Запада. Либеральные «реформаторы» сделали ставку на модель экспорта за рубеж природных ресурсов, прежде всего, углеводородов, и так Россия «подсела на нефтяную иглу».
Собственно говоря, и сейчас, более четверти века спустя, все «бодания» Кремля с «западными и восточными партнерами» идут вокруг очередных трубопроводов. Самые лакомые куски советской промышленности разошлись по частным рукам олигархов, тысячи производственных предприятий были закрыты за прошедшие десятилетия. Сверхдоходы, получаемые от продажи нефти и газа за границу, выводились обратно за рубеж в виде покупки американских ценных бумаг. Внимание национальной промышленности уделялось лишь точечно и по остаточном принципу.
Разлад с Западом в 2014 году и несколько волн антироссийских санкций дали надежду на то, что отношение нашей власти к развитию собственной страны изменится. Западные ограничительные меры продемонстрировали, насколько сильно отечественная промышленность зависит от иностранных комплектующих. МС-21 остался без композитных крыльев, «Суперджет» не может быть продан Ирану, поскольку на 22% он американский, санкции против судостроительной отрасли могут надолго затормозить программу строительства новых ледоколов для Арктики и т.д. Сегодня мы, великая космическая держава, даже не можем сами создавать спутники без зарубежных компонентов.
Все это сказано к тому, что по идее сейчас самое время провести ускоренную индустриализацию, полностью импортозаместить все ключевые позиции, добившись реальной независимости от Запада. При этом будут созданы новые предприятия, рабочие места, в бюджет начнут поступать налоги. Россия в итоге перестанет критически зависеть от сбыта углеводородов за рубеж. Но наши власти, судя по всему, делать этого не собираются принципиально.
Как известно, Фонд национального благосостояния (ФНБ) сейчас переполнен нефтедолларами, полученными в прошлом году от сверхдоходов с продажи «черного золота» по высоким котировкам. О том, что эти средства можно не только копить на «черный день», но и расходовать на развитие страны, говорится уже давно. Но у Минфина РФ иные планы на эти деньги.
К концу 2019 года активы ФНБ достигнут уже 7% ВВП страны. И вот тогда они пойдут на рискованные инвестиции. За рубежом. Владимир Колычев, заместитель министра финансов, не краснея, заявляет:
-«Это должны быть не внутренние инфраструктурные проекты, а что-то вне России, и при этом что-то более доходное, чем резервные активы, в которые вкладываются первые 7%.»
При мысли о вложениях в Россию адепты «либеральной теории» экономики в ужасе закатывают глаза и что-то зловеще бормочут про инфляцию, курс рубля и процентные ставки. Как это все согласуется с их же мантрами о необходимости привлечения иностранных инвестиций в страну, непонятно. Зато нам нашептывают про некую «норвежскую модель», в рамках которой Осло, накопивший порядка триллиона долларов на продаже углеводородов, инвестировал две трети этой суммы в акции иностранных компаний. Правда, при том «либералы» забывают упомянуть, что Норвегия – это органическая часть западного мира, и она не находится под санкционным прессом.
Куда же пойдут наши нефтедоллары с легкой руки Минфина РФ? Финансовый эксперт Евгений Удалов считает, что деньги Фонда могут быть вложены в акции крупнейших транснациональных корпораций. В качестве удачного примера таких инвестиций называют бумаги Facebook, Google, Amazon, Apple, Netflix. Другой вопрос в том, что рынок акций в США уже сейчас считается сильно перегретым, и эти акции могут вскоре просесть в цене. Екатерина Френкель, финансовый аналитик, предупреждает о такой опасности:
— «Если, условно, большинство предприятий встанет в развитии, таким инвестициям будет плохо. А если наступит мировой кризис? Вообще инструменты полетят в тартарары, а с ними и инвестиции ФНБ.»
А еще не стоит забывать про риск новых санкций, о чем упоминает Евгений Удалов:
— «На российские права распоряжаться свободно средствами могут в будущем накладываться те или иные ограничения, запреты.»
Чтобы подобные вложения Минфина РФ выглядели не полной авантюрой, Удалов указывает на акции китайских, индонезийских и малайзийских компаний. Правда, тот же Китай фактически уже присоединился к антироссийским санкциям, о чем мы рассказывали ранее.
А еще средства нашего ФНБ могут пойти на кредитование зарубежных же покупателей отечественной продукции. Кому и сколько конкретно денег на займы пойдет, будет скрыто завесой тайны, поскольку речь пойдет в основном о сотрудничество по военно-технической линии.
Вот такие планы «развития» России у нашего с вами Минфина.
Автор: Сергей Маржецкий
Источник: topcor.ru