Требуют США и МВФ. Зачем поднимать тарифы на газ в Украине?

Госсекретарь США Майк Помпео провел телефонный разговор с президентом Украины Петром Порошенко, в ходе которого призвал выполнить оставшиеся требования МВФ.

Международный валютный фонд задерживает выделение очередного транша Украине, поскольку украинские власти пока не повышают тарифы для населения.

Тем временем СМИ сообщают, что Украина смогла договориться с МВФ, однако никакой конкретики не сообщается. Корреспондент.net рассказывает подробности.

О чем говорили Помпео и Порошенко

Представитель Госдепа Хизер Нойерт сообщила, что Помпео с Порошенко обсудили ряд двусторонних вопросов.

«Госсекретарь вновь выразил решительную поддержку США суверенитета и территориальной целостности Украины. Он подчеркнул, что США не признают сейчас и никогда не признают российскую попытку аннексии Крыма, о чем он четко заявил, когда опубликовал Крымскую декларацию 25 июля», — рассказала она.

Помпео также призвал выполнить требования МВФ, поприветствовав принятие Украиной законодательств об антикоррупционном суде (одно из условий МВФ) и закона о национальной безопасности.

В сообщении о разговоре на сайте президента Украины отмечается, что политика санкций в отношении России сохранится до восстановления суверенитета и территориальной целостности.

Стороны также обсуждали миротворцев ООН на Донбассе, украинских заключенных в России и Крыму, а также газопровод Северный поток-2.

МВФ требует поднять цены на газ

В марте 2015 года Украина и Международный валютный фонд утвердили четырехлетнюю программу расширенного финансирования на сумму около 17,5 миллиарда долларов. На сегодняшний день МВФ предоставил Украине по этой программе 8,7 миллиарда долларов.

МВФ выдвинул четыре требования для получения следующего транша. Так, Украина должна принять закон о приватизации и обеспечить прозрачную продажу госактивов, создать антикоррупционный суд, урегулировать вопрос с ценами на газ и принять пенсионную реформу.

Как известно, Украина уже выполнила все требования МВФ, кроме газового.

Глава Фонда Кристин Лагард в июне заявила, что выполнение предусловия, касающегося цен на газ, является «критически важным» для завершения текущего пересмотра поддерживаемой МВФ программы.

Зачем поднимать газовые цены

Речь идет о повышении тарифов на газ для населения на 30 процентов, то есть уравнивание с ценой для производства.

«Важно, чтобы цены на газ — и коммунальные тарифы не исключение — определялись рынком, в соответствии с реформами, которые были введены в 2016 году. Это серьезный прорыв в процессе реформ в Украине за последние несколько лет. Низкие цены на газ для домашних хозяйств равноценны субсидиям, которые были регрессивными и больше всего помогали крупнейшим потребителям», — говорят в МВФ.

Рыночная цена на газ «ликвидирует пространство для коррупции», убеждены в Фонде. Кроме того, благодаря доведению цены на энергоносители до рыночного уровня украинские компании получат больше и будут иметь более широкие инвестиционные возможности в газовую инфраструктуру.

По мнению МВФ, украинское правительство при этом нейтрализует рост тарифов для бедных слоев населения посредством «лучше таргетированной и гораздо более эффективной системы субсидий на оплату коммунальных услуг».

 

«Новые тарифы также уменьшат масштабы коррупции и будут способствовать дальнейшему уменьшению энергозатрат, стимулировать инвестиции в внутреннего производства, и таким образом помогут достичь энергетической независимости», — убеждены в МВФ.

Почему Украина медлит

Украина в 2016 году согласилась привести цены на газ в соответствие с уровнем внешних рынков, однако это требование не было выполнено, что заморозило выдачу кредитного транша от МВФ.

В 2018 году Киев рассчитывает получить транш в 1,9 миллиарда долларов, однако его выделение все время задерживается.

С июля 2017 года Украина находится в сложном переговорном процессе с МВФ по газовому вопросу. Украинские чиновники считают повышение тарифов слишком радикальным для украинцев.

Как отмечал премьер-министр Владимир Гройсман, для промышленности газ стоит около 10 тысяч гривен за тысячу кубометров, для населения — около семи тысяч.

«Речь идет о том, чтобы уравнять цену в Украине и сделать ее единой. Я категорически с этим не согласен… Нужны адекватные компенсаторы… Но что такое невозможность обслуживать внешние долги? Это дефолт… Поэтому сейчас мы в переговорах, мы ищем компромиссные варианты, чтобы в первую очередь защитить интересы украинских граждан и Украины», — говорил премьер в июле.

По словам источника Интерфакс-Украина в правительстве, за время непростых переговоров Киев предложил МВФ уже не менее восьми вариантов изменения формулы цены на газ, которые позволили бы уйти от «неподъемного для обычных граждан» повышения цены. Однако ни один из этих вариантов фонд не устроили.

Последствия для Украины

Издание UBR 8 августа сообщило, что Украина договорилась с МВФ о выделении очередного кредитного транша. Деньги могут поступить в сентябре 2018 года. Однако нет информации ни о точной дате поступления, ни о сумме транша.

При этом издание подчеркивает, что официального подтверждения информации ни со стороны Нацбанка, ни со стороны МВФ нет и не исключает, что слухи о выделении пятого транша кредита распускают сами чиновники, чтобы стабилизировать ситуацию на валютном рынке.

Поступление средств Фонда крайне важно для сохранения международных валютных резервов Нацбанка. До конца года стране предстоит выплатить еще порядка 1,75 миллиарда долларов иностранным кредиторам.

Однако транш не поможет спасти гривну от девальвации, а лишь смягчит и ограничит падение курса, говорят эксперты.

Старший экономист центра социально-экономических исследований CASE Украина Владимир Дубровский сказал Радио Свободе, что без программы сотрудничества с МВФ Украина не сможет и на внешних рынках ничего заимствовать.

«А без этого нельзя сделать рефинансирования этих пиковых выплат, которые ожидаются в 2019 году. С другой стороны, МВФ тоже заинтересован в том, чтобы программа как-то продолжалась, потому что если это все закончится дефолтом, то у самого МВФ тоже будут проблемы. Он не только не получит тех денег, которые должен получить, но и репутация его пострадает «, — сказал эксперт.

Экономист Борис Кушнирук предполагает, что без транша Украина сможет пережить 2018, потому что транш идет в золотовалютные резервы страны, а не в бюджет. Однако считает, что отсутствие помощи МВФ ударит по финансовому имиджу Украины.

«У нас, особенно в 2019-2020 годах, идут наибольшие выплаты внешнего долга, причем как по линии Нацбанка, так и по линии правительства. Здесь будет существовать риск, что мы просто не сможем выполнять эти обязательства не так в этом году, как в следующем», — предполагает эксперт.

Кроме того отсутствие поддержки МВФ автоматически означает, что и другие западные доноры не будут предоставлять финансовую помощь Украине.

Инвестбанкир Сергей Фурса также говорит, что без транша МВФ никто не окажет Украине финансовую помощь.

«Ни Евросоюз, ни Всемирный банк, ни американцы — никто вообще не будет давать Украине деньги, пока мы не получим транш… Привлечение трех миллиардов долларов немножко взбаламутило головы наших чиновников, которые решили, что сейчас можно не выполнять программу. Однако нет — рынок закроется сразу, как только поймет, что мы теряем помощь МВФ», — предполагает банкир.

Источник: vesti-ua.net

Оставить ответ

*