14 млрд для Ротенберга и Евтушенкова
В системе «Платон», собирающей плату с грузовиков, будут раз в 3 года менять оборудование, которое выпускают фирмы, связанные с миллиардерами Владимиром Евтушенковым и Аркадием Ротенбергом (друг президента Путина). Они получат заказы на 14 млрд рублей.
Проект постановления Правительства РФ, разработанный Минтрансом, предусматривает, что каждые три года владельцы грузовых автомобилей весом свыше 12 тонн должны заменять бортовое оборудование, которое используется для расчетов платы по системе «Платон». Это государственная система сбора платежей за пользование федеральными трассами, которые должны направляться на ремонт дорог. Система введена с 15 ноября 2015 года. Тариф составляет 1,9 рубля за 1 км. За время своего существования «Платон» собрал 50,7 млрд рублей.
Минтранс поясняет: срок службы оборудования — три года, потом аппараты начинают работать некорректно и неверно начисляют плату перевозчикам.
Всего по дорогам РФ ездит 2 млн 12-тонных грузовиков, из них около 800 тысяч снабжены оборудованием для расчетов платежей. Приборами перевозчиков обеспечивали бесплатно — за них платит «Платон». Стоимость одного прибора — около 7 тыс. рублей. То есть на оснащение машин уже потрачено примерно 5,5 млрд рублей. Затраты на дооборудование остальных большегрузов составят 8,2 млрд рублей, и каждые три года «Платон» будет выкладывать на замену аппаратов почти по 14 млрд рублей.
Производят приборы три фирмы: АО «Центрсвязьинформ» (по данным системы «Контур. Фокус», на 90% принадлежит компании ЗАО «АФК Система телеком», входит в холдинг «АФК Система» Владимира Евтушенкова), ООО «Глобальные системы автоматизации» (100% у Игоря Ротенберга — сына Аркадия Ротенберга — миллиардера и детского друга президента Владимира Путина) и ООО «НТЦ «Измеритель» (совладельцы — группа физлиц). О том, чтобы кто-то из участников рынка получал аппараты производства НТЦ, перевозчики не слышали.
Оператор системы «Платон» — компания «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС), в которой 23,5% принадлежит Игорю Ротенбергу. До апреля 2018 года Ротенберг-младший владел 50% РТИТС, но потом продал часть пакета своим партнерам — гендиректору РТИТС Антону Замкову (7,5%) и гендиректору АО «РТ-Инвест» Андрею Шипелову (19%). Дело в том, что Игорь Ротенберг попал в санкционный список США, опубликованный 6 апреля, а фигурантам этого перечня грозит блокировка активов и запрет на въезд в США. По этой же причине Ротенберг избавился и от нескольких других своих активов.
На создание «Платона» окологосударственный «Газпромбанк» выделил 27 млрд рублей. Плюс за свои услуги РТИТС с 2015-го по 2027 годы будет получать из федерального бюджета минимум по 10,6 млрд рублей в год. Это независимо от того, какую сумму удастся собрать «Платону» с перевозчиков.
Перевозчики, опрошенные ПРОВЭДом, не верят, что для них замена оборудования будет бесплатной. К тому же приборы быстро ломаются независимо от того, сколько времени они прослужили, и платить за замену все равно придется.
Андрей Бажутин, председатель Объединения перевозчиков России
— «Оборудование выдавалось бесплатно, но не многие перевозчики его ставили. Большинство разными способами уклоняется от уплаты сбора. Мы изучали этот прибор — в нем нет ничего, кроме дешевых китайских микросхем. Неудивительно, что он ломается. Пока непонятно, будет ли Минтранс заменять устройства бесплатно или за деньги, как это происходит с тахографами (бортовой регистратор стоимостью до 50 тыс. рублей, которым обязали оборудовать большегрузы с 1 января 2018 года. — Прим. ПРОВЭД). В течение трех лет государство так и не смогло в полной мере запустить «Платон». Данные самого Минтранса показывают: налог не собирается. Господин Дитрих (Дмитрий Дитрих — министр транспорта РФ. — Прим. ПРОВЭД) предлагает такие же фантастические решения, как и его предшественник Соколов (Максим Соколов был главой Минтранса до 7 мая 2018 года. — Прим. ПРОВЭД).»
Владимир Матягин, президент ассоциации «Грузавтотранс»
— «Замена бортовых устройств необходима, так как на них стоит криптографическая защита информации, которую можно взломать. Приборы и раньше выдавались перевозчикам бесплатно. Так будет и впредь. Старые устройства поэтапно заменят. В электронный «личный кабинет» владельца машины за месяц до истечения срока службы прибора придет информация о том, что надо приготовить старые приборы к сдаче и явиться за новыми. Никаких трудностей это не создаст.
Перевозчики не ставили бортовые устройства 2,5 года — система фактически работала в тестовом режиме: кто хочет — оплачивает «Платон», кто не хочет — не оплачивает. Не было должного контроля за выполнением закона. Лишь недавно полномочия по выставлению штрафов передали от ГИБДД, у которой не было для этого необходимого функционала и сотрудников, Ространснадзору.
Сегодня вся инфраструктура для этого есть, поэтому «полетели» штрафы.»
Виталий Прокуроров, гендиректор Объединенной бетонной компании
— «Установка прибора вовсе не бесплатна. Реально он стоит 6822,98 рубля. Оборудование дается не в безвозмездное пользование, а в виде ссуды. В моем договоре сказано: «Ссудополучатель обязан возместить половину стоимости устройства в случае нарушения любого положения договора». Например, я обязан возвратить прибор без внешних повреждений и в полной комплектации, включая паспорт устройства и руководство пользователя. И таких пунктов, которые нужно выполнить, чтобы тебе вернули деньги, — 48! Если хоть один нарушишь — деньги не вернут.
Подписав договор, ты не можешь выехать на трассу, если прибор не включен. Но даже только что выданное устройство может не работать. Приходится бежать обратно и получать новое. А если меня не одна, а двадцать или сто машин?
Если бы устройства установили одновременно всем, это было бы рационально. Но когда большинство автомобилей до сих пор ездят вообще без приборов, говорить о том, что «Платон» работает, не приходится. Это не система, а барахло.»
Источник: провэд.рф