Трамп — Порошенко: Халявы для вашего флота не будет
Бесплатная передача ВМСУ американских патрульных катеров отменена.
Кажется, рухнула очередная великая украинская мечта о щедрой заокеанской халяве. В последние годы в Киеве на все лады обсуждали ход переговоров с американцами о бесплатном предоставлении Военно-Морским силам Украины части давно стоящих в консервации в Кертис Бэй (штат Мэриленд) больших патрульных катеров (БПКА) типа «Айленд» Береговой охраны США. В июле нынешнего года заместитель командующего ВМСУ контр-адмирал Андрей Тарасов заявил, что в Вашингтоне решение об отправке в Одессу первых семи «Айлендов» фактически принято, а «переговоры переданы на уровень ниже». И вот — облом. На днях стало известно, что абсолютной халявы не будет. Старые БПКА американцы готовы передать, но для этого требуется самая малость — 10 миллионов долларов. Причем, не за семь «Айлендов», а за два. Сущая мелочевка для Америки. Но совершенно неподъемная сумма для обнищавшей страны назначения.
Но для начала — пару слов об объекте грез украинских адмиралов. Строились эти небольшие (в разных модификациях — от 134 до 168 тонн водоизмещением) кораблики в 1986—1992 годах по проекту британской фирмы «Воспер Торникрофт» тремя большими сериями. Всего — 49 единиц. Вполне приличные для своего времени — быстроходны, маневренны, экипаж катера — 16 человек. Каждый БПКА вооружен 25-мм автоматической артустановкой Мк 38 и двумя 12,7-мм пулеметами. Около трех десятков из них и сегодня сторожат американское побережье. Остальные выведены в резерв. И активно предлагаются союзникам США. Особенно с учетом, что назначенный фирмой-разработчиком временной ресурс каждого из «Айлендов» всего пятнадцать лет.
Впрочем, как выяснилось, Вашингтон вовсе не собирается зарабатывать на союзниках. Деньги, по мнению Вашингтона, ему необходимы на расконсервацию катеров, приведение их в боеспособное состояние, 10-недельную стажировку на них украинских экипажей и доставку из Луизианы в Одессу. Ну, еще может быть — на дооборудование БПКА новыми электронными системами боевого управления, связи, поиска и спасения (C4ISR), а также кормовыми устройствами для спуска на воду и подъема на борт спасательных средств. Как это было предусмотрено американской программой «Дипуотер» на случай, если старыми катерами все же при чрезвычайных обстоятельствах придется довооружать собственную Береговую охрану.
Условия передачи катеров украинцам, надо заметить, выдвинуты ровно такие же, на которых два других «Айленда» (WPB 1340 Jefferson Island и WPB 1345 Staten Island) в 2016 году в Балтиморе были переданы разгромленным в 2008 году ВМС Грузии. Грузины новым боевым единицам дали имена Ochamchire и Dioskuria и давно по мере сил крепят на них оборону своего побережья.
Тем же порядком и за ту же сумму в октябре нынешнего года два патрульных катера ((WPB 1342 и WPB 1346) из Кертис Бэй откочевали в Коста-Рику. А в декабре прошлого еще два — в Пакистан. Так что ничего личного, американцы просто умеют считать деньги и не собираются за свой счет облагодетельствовать полмира. Но украинцы почему-то надеялись на приятное для них исключение.
В общем, бесплатной передачи БПКА Киеву не получается. Уяснив это, в военном ведомстве Украины тут же обиженно заявили: «Минобороны Украины не имеет возможности оплатить 10 миллионов долларов за ремонт двух катеров, не находящихся в боевом составе ВМСУ — это не позволяет сделать украинское законодательство». Потому что, дескать, все бюджетные деньги давно расписаны и траты на расконсервацию и доставку на Черное море двух американских катеров в них не предусмотрены. Мол, для начала нужно договориться с США хотя бы об условной передаче катеров Украине. Пусть просто на бумаге. Тогда, не исключает неизвестный, но неунывающий источник из киевского Минобороны, украинская сторона, возможно, смогла бы решить вопрос с передачей катеров.
Впрочем, и этот вариант выглядит очень сомнительным. Потому что — что значит изыскать 10 миллионов «зеленых» на пару бэушных «Айлендов»? Деньги Киеву придется снимать с собственной кораблестроительной программы. На которую и без того без слез не взглянешь.
При давно заявленной командованием ВМСУ необходимости иметь на Черном и Азовском морях группировку «москитного» (а другой Украине тем более не по карману!) флота в 30 боевых катеров различного назначения, от артиллерийских до десантных, за пять лет титанических усилий удалось поставить к одесским причалам лишь четыре артиллерийских бронекатера проекта 58150 «Гюрза». Из них только два на сегодня официально приняты в боевой состав ВМСУ — БК-02 «Аккерман» и БК-01 «Бердянск». Два других (БК-03 «Вышгород» и БК-04 «Никополь») никак не завершат государственные испытания.
Но на прошлой неделе из передачи «Флот за тиждень» телерадиоцентра ВМСУ «Бриз», вещающего в Одессе, выяснилась и вовсе неприятная для украинских моряков новость. Оказывается, даже строевые «Аккерман» с «Бердянском» не в состоянии в полной мере пользоваться своим главным калибром — противотанковым ракетным комплексом «Барьер», разработанным в киевском ГККБ «Луч» и принятом на вооружение еще в 2012 году. Вариант такого комплекса «Барьер-ВК» предназначен для установки на корабли и катера. В том числе — на «Гюрзу». И задуман для поражения бронеобъектов противника в море и на берегу на удалении до 5 километров. Наведение ракеты — по лазерному лучу.
Так вот, в интервью журналистам ТРЦ «Бриз» представитель завода ЧАО «Завод „Кузница на Рыбальском“» Леонид Бабак внезапно признался, что в составе дистанционных боевых модулей БМ-5М.01 «Катран-М», составляющих вооружение украинских бронекатеров, пусковые установки ПТРК «Барьер» стоят, но ни единой ракеты на борту ни «Аккермана», ни «Бердянска» нет, и никогда не было. Причина — комплекс «сырой» и с палубы стрелять им пока невозможно. Когда «Луч» доведет до ума свое детище, тогда и будут довооружены бронекатера до штатного состояния. А пока — не обессудьте. Маемо то, шо маемо.
Тем временем «Кузница на Рыбальском» (бывшая «Ленинская кузня», год назад угодившая под декоммунизацию) торопится сдать ВМСУ еще два бронеполуфабриката. Выходит, и они в грозный час, как и уже построенные «змеи», будут в состоянии отстаивать морские рубежи Украины совершенно без ракет. Одной только 33-мм автоматической пушкой ЗТМ-1, 7,62-мм пулеметом, 30-мм гранатометом КБА-117. Это все, что в состоянии стрелять в каждом из стоящих на их палубах боевых модулях «Катран-М».
А теперь давайте заново вернемся к вооружению старых американских катеров типа «Айленд» и сравним его с тем, чем на сегодняшний день способна палить недоделанная «Гюрза». Окажется, что боевые потенциалы американского и украинского катеров практически идентичны.
А теперь давайте считать. По разным данным, строительство одного бронекатера проекта 58150 обходится Киеву в сумму от 3 до 5,4 млн. долларов. Таким образом, за 10 миллионов долларов, которые требует с Украины Вашингтон за облагодетельствование ее двумя сильно потрепанными волнами «Айлендерами», можно построить от двух до трех бронекатеров на бывшей «Ленинской кузне». Кто ж в Киеве при таких раскладах будет настаивать на сделке с США? Только не президент Петро Порошенко. Ведь именно он «Кузницей на Рыбальском» и владеет. И, как не раз любой мог убедиться за годы войны в Донбассе, ложку мимо рта обычно не проносит.
Так что, думаю, если Соединенные Штаты и впрямь откажутся от полной благотворительности, не будет у намечавшейся было сделки с Вашингтоном более лютого врага, чем нынешний украинский президент. Думаю, что в ближайшее время подконтрольные Петру Алексеевичу киевские СМИ затянут новую песню о главном: «Не больно и хотелось получить те старые „Айлендеры“. Нехай сами американцы на них воюют. А мы поддержим отечественного производителя».
Кстати: вам не кажется странным, что некогда лучшие в мире верфи в Николаеве, во времена СССР возводившие ракетные крейсера и авианосцы, сейчас из-за отсутствия военных заказов зарастают бурьяном, а в стране процветает единственный и в советские времена довольно захудалый судостроительный завод — «Кузница на Рыбальском»? Следите за руками пана Порошенко.
Автор: Сергей Ищенко
Источник: svpressa.ru