Сказка со счастливым финалом: режиссер Соколов рассказал о «Гофманиаде»

Перейти в фотобанкПерсонажи мультипликационного фильма Гофманиада на киностудии Союзмультфильм

Старейшая в России студия «Союзмультфильм» новую страницу своей жизни начала с завершения одного очень продолжительного проекта — кукольного мультфильма «Гофманиада», который сейчас триумфально шествует по международным фестивалям. В интервью РИА Новости режиссер Станислав Соколов рассказал о том, как изменилась картина с момента задумки, с кого художник Михаил Шемякин рисовал главного героя и где премьеру ждут с особым трепетом.

Картина о жизни и творчестве классика немецкой литературы Эрнста Теодора Амадея Гофмана, сообщения о которой появились еще в 2001 году, задумывалась как единое масштабное полотно, но вскоре после создания первого 20-минутного пилотного ролика распалась на трехчастное повествование из-за недостатка финансирования. Лишь в 2017 году студии удалось вернуться к первоначальной задумке авторов и свести воедино разрозненные фрагменты. «Гофманиаду» уже увидели профессионалы киноиндустрии на крупнейших мировых смотрах – Берлинале и Каннском кинофестивале, а первых зрителей ждут на премьере в Китае, где фильм покажут в основном конкурсе Шанхайского международного кинофестиваля.

Все эти годы над «Гофманиадой» работал режиссер-мультипликатор Станислав Соколов, который недавно отметил 71-й день рождения. На «Союзмультфильме» он работает больше полувека: молодой мультипликатор начинал в технике рисованной анимации, но позднее перешел в кукольный цех, где дебютировал в 1977 году с короткометражной картиной «Догада». Также его авторству принадлежат фильмы «Черно-белое кино», «Падающая тень», «Большой подземный бал» и несколько международных проектов.

Разумеется, работа над каждым полнометражным фильмом, будь то анимация или художественное кино, требует не менее пяти лет, отметил режиссер в беседе с РИА Новости, но для создания картины такого масштаба, как «Гофманиада», нужна была еще и студия в мощном рабочем состоянии с большим штатом сотрудников. Этим «Союзмультфильм» в 2000-х похвастаться не мог – здесь часто менялось руководство, не хватало рабочих рук и финансирования, поэтому в 2002 году Михаил Швыдкой, занимавший пост министра культуры РФ, поручил разделить один полнометражный фильм на три небольших картины. Первоначальный и последующие сценарии к «Гофманиаде» Соколов писал совместно с драматургом Виктором Славкиным, который ушел из жизни четыре года назад.

«Лжепастора у нас озвучивал Слава Полунин, причем я записывал его на четвертом этаже театра Натальи Сац, перед спектаклем, потому что он никак не мог вырваться на студию. Внизу шла подготовка, шумели люди. Он иногда подходил к краю и кричал «Тише, вы! Мы записываем «Гофманиаду»!». На какое-то время шум успокаивался», — вспомнил Соколов.

Немало усилий потребовалось создателям, чтобы собрать «Гофманиду» воедино: на первых этапах мультфильм снимался на пленку, потом — в цифровом формате. На последнем этапе были задействованы специалисты и особая техника для того, чтобы разные форматы свести в один и обработать на высоком уровне, соответствующем современным требованиям. В этом команде помогло новое руководство киностудии.

Кукольная анимация — особенная сфера, работа в которой требует серьезной подготовки, но сейчас мультфильмов в этой технике появляется крайне мало, считает Соколов. По его словам, проблема существует в финансировании и нехватке кадров, поскольку подготовка аниматоров может занять более шести лет.

«Каждый персонаж держит внимание зрителя, если сделать его тяп-ляп, то в нем не будет жизни… Хорошо сделанная анимация зрителей заставляет смотреть и час, и два, и мультфильм не кажется им длинным или скучным. Это сложная техника, но мы пытаемся сохранить этот уровень», — подчеркнул собеседник агентства и добавил, что высокие требования предъявляются также к исполнителям кукол.

Перейти в фотобанкПерсонажи мультипликационного фильма «Гофманиада» на киностудии «Союзмультфильм»

Персонажи мультипликационного фильма «Гофманиада» на киностудии «Союзмультфильм»

Режиссер отметил, что работа аниматора требует большого таланта и выносливости, ведь он должен буквально перевоплотиться в своего героя — будь то Крошка Цахес, Гофман или единорог, — но время за съемочным станком пролетает незаметно.

«Аниматор переносится в другую жизнь и в этой жизни у него другое время, он проигрывает происходящее перед зеркалом или в воображении, через движения рук он заставляет куклу быть живым персонажем. Это самое ценное, что есть в кукольной анимации. Свой собственный характер аниматор помещает внутрь кукольного персонажа», — подчеркнул режиссер.

Источник: ria.ru

Оставить ответ

*