У России появилась первая олимпийская чемпионка по тяжелой атлетике

Напомним, что спортивный арбитражный суд отклонил апелляцию Лю Чуньхун, опередившей в 2008 году Оксану на домашних для китаянки Играх в категории до 69 кг. Международный олимпийский комитет после перепроверки допинг-проб аннулировал результаты ряда штангистов, выступавших на Олимпийских играх — 2008 и 2012. Под санкции подпала и соперница Сливенко, Лю Чуньхун.

— Слухи и разговоры начались еще год назад, — говорит Оксана. — С китаянкой пошли судебные разбирательства. Осенью узнала, что апелляцию Чуньхун отклонили, а несколько недель назад получила на руки уже официальную бумагу о присвоении мне «золота». До последнего не верила и до сих пор не могу свыкнуться с этой мыслью. Стать олимпийской чемпионкой через девять лет после Игр — конечно, несколько странно. Буду привыкать. Все-таки «золото» Олимпиады для меня огромный бонус, дающий новые возможности в жизни.

«ИГОЛКИ» АУКНУЛИСЬ

— Давайте перенесемся на девять лет назад в Пекин. Воспоминания не самые приятные: Чуньхун выиграла у вас «золото» с огромным запасом. Даже неспециалисту было понятно почему, и спустя многие годы эти догадки подтвердились.

— Еще по заявочным листам поняли, что бороться будет сложно. Конечно, такой огромный отрыв от меня китаянки насторожил, все мировые рекорды она побила. Ясно, что для Китая это домашняя Олимпиада, что они используют все свои «иголки» для победы. Но что с этим поделаешь? Отнеслась к своему «серебру» спокойно. Вторая так вторая.

— Вам «золота» Олимпиады как раз недоставало для того, чтобы считать спортивную карьеру завершенной? Все-таки три награды высшего достоинства мировых чемпионатов, а на Играх — только «серебро».

— Да, не хватало. Но всегда придерживалась позиции: все к лучшему. Да, в 2008 году осталась с «серебром», в 2012 году вообще не попала на Олимпиаду в Лондоне. Так вышло. Но кто знает: может, тогда я бы не столкнулась с новым для себя направлением в спорте, с кроссфитом, благодаря которому готовлюсь вернуться в большую тяжелую атлетику. Правда, из-за нынешней дисквалификации Федерации тяжелой атлетики России (ФТАР) официальное возвращение на помост отложу на год. Цель — попасть в команду на Игры‑2020. Тренироваться продолжу, а вот выступать в течение этого года смысла уже не вижу. Не в том возрасте, чтобы растрачивать энергию направо и налево.

— А какой вам теперь смысл вообще возвращаться? Вы олимпийская чемпионка, можно почивать на лаврах.

— Движение — это жизнь. Лучше чего-то добиваться, стремиться к чему-то, чем сидеть на месте и считать, что жизнь уже и так удалась. Просто ходить на работу уже не смогу. Мне нравится тренироваться, готовиться.

— Какова судьба вашего олимпийского «серебра»?

— Попросили вернуть, медаль уже ушла по нужному адресу.

— Как расставались с заработанным потом и кровью?

— Вообще-то закрадывались мысли: что, если не дадут взамен золотую и останусь вообще без медали? Но официальные бумаги успокоили. Обещали, что в ближайшее время моя медаль приедет в Россию. Правда, сроки не уточнили.

— Новость о первой в истории олимпийской чемпионке по тяжелой атлетике прошла как-то буднично.

— Некоторые СМИ пытались до официального объявления узнать у меня по горячим следам какие-то подробности. Но не комментировала, так как на руках документов не было. А потом не считаю себя медийным человеком.

— Новый статус олимпийской чемпионки обяжет.

— Значит, буду привыкать.

— Как бы там ни было, вы первая из россиянок олимпийская чемпионка по тяжелой атлетике.

— Ощущения, безусловно, приятные, хотя в повседневной жизни это не ощущается.

— Скромничаете.

— Мы все скромные в тяжелой атлетике. Мы же не футболисты.

ГЛОТОК СВЕЖЕГО ВОЗДУХА

— Разговоры о возможном исключении тяжелой атлетики из программы Олимпийских игр не могут добавить оптимизма.

— В том и дело, что из-за сложной ситуации в нашем виде спорта сложно загадывать наперед. Поэтому тренироваться продолжу, но что касается выступлений на официальном уровне — не раньше чем через год. Хотя если бы не дисквалификация ФТАР, то выступила бы уже на ближайшем чемпионате Москвы, а потом и России.

— Кто сейчас ваш тренер?

— Евгений Богачев, квалифицированный специалист, который постоянно учится. Больше скажу: он гораздо более продвинутый тренер, чем многие, продолжающие работать по старинке. Он ведет постоянный анализ, сбор различных данных о состоянии спортсмена, с учетом которых и строится дальнейшая подготовка. Это и интересно, и эффективно. У него тренировки намного разнообразнее, чем в классической школе штанги. Здесь гораздо больше подводящих упражнений с разными отягощениями. Используем турники, гантели, гири, мячи. И такое тренировочное разнообразие лучше организмом переваривается: продолжи я тренироваться по старым программам, то давно бы закончила со спортом.

— За этой системой будущее?

— Если у меня все получится, тогда можно будет сказать об этом утвердительно. Пока назовем это экспериментом, новым видением тренировочного процесса в тяжелой атлетике. Но уверена, что для многих спортсменов это станет своего рода глотком свежего воздуха.

— Вы теперь не только действующая спортсменка и олимпийская чемпионка, но и чиновник. Что удалось сделать на посту президента Федерации многофункционального многоборья России?

— Этот год очень значим для нас: наше направление внесли в официальный реестр видов спорта за подписью министра спорта Павла Колобкова. Это большое дело, ведь теперь мы можем проводить официальный чемпионат страны. Теперь мы сможем более эффективно развиваться, находить поддержку в регионах. Активно работаем над документальной базой, чтобы людям были понятны правила, порядок присвоения разрядов, методики тренировок.

НОВЫЙ ФОРМАТ

— Вы теперь лицо и стремительно набирающего обороты по популярности в среде молодежи кроссфита.

— Благодарю судьбу за предоставленный мне шанс поработать с интересными людьми, по-другому посмотреть на спорт. Новый подход к тренировкам позволил мне «перезагрузиться», узнать, как можно заниматься по новым методикам. Которые при этом абсолютно не мешают продолжать тренировки в классической штанге, а, наоборот, позволяют набрать оптимальную форму, реализовать скрытые резервы. При этом я теперь не нахожусь месяцами на сборах, а веду активную разностороннюю жизнь, встречаю новых людей, учусь у них чему-то новому. У меня появилось гораздо больше свободы, я раскрепостилась психологически, что не могло не сказаться и на моем физическом состоянии.

— Как выглядит ваш обычный день?

— Совмещаю основную работу с тренировками. Учитывая, что теперь занимаю должность президента Федерации многофункционального многоборья России, график довольно жесткий. Приходится много работать с бумагами, находить время на собственные тренировки. К тому же на мне клубная команда кроссфита, с которой я занимаюсь тяжелой атлетикой.

Рано встаю, иду на первую тренировку. Далее 3–4 часа провожу в офисе с бумагами. Потом вторая тренировка. Весь этот год мы много времени уделяли работе над правилами кроссфита, чтобы они были понятны для людей и соответствовали стандартам Министерства спорта России.

— Так сколько упражнений в многофункциональном многоборье?

— Больше тридцати. Из-за их огромного количества было непросто объяснить в Министерстве спорта, как начисляются очки и определяется победитель. Соревнования могут идти два дня, и в каждом отдельном комплексе упражнений определяется победитель. Система непроста для понимания, но вот удалось-таки убедить высоких чиновников признать наш вид спорта.

— И какие же теперь перспективы у кроссфита?

— Даже в министерстве не понимали, почему мы так настойчиво добивались признания. Говорили: у вас и так все хорошо получается. Но для людей, которые давно в спорте, важно получать официально утвержденные звания и разряды. Благодаря новому статусу стало легче общаться с органами местной власти в регионах, договариваться о проведении соревнований. А без этого признания к нам нередко отношение было как к «Веселым стартам». Теперь легче находить общий язык со всеми. Это важно и для общения с потенциальными спонсорами, и для развития детского направления кроссфита. Ведь в наш вид спорта приходят уже состоявшиеся спортсмены из той же легкой атлетики. А правильнее было бы с детских лет воспитывать и прививать любовь к кроссфиту.

— Из каких видов спорта обычно приходят в многофункциональное многоборье?

— Из легкой и тяжелой атлетики, борьбы. Кроссфит дает еще и шанс реализовать амбиции человеку, который вроде бы достиг своего потолка, но уходить из спорта не хочет. В кроссфите не надо быть круче всех в какой-то одной дисциплине. Наоборот, гораздо выгоднее быть умеренно сильным во всем. Тогда и шансов на итоговую победу гораздо больше. Ты продолжаешь совершенствоваться в разных направлениях, постоянно совершенствуешь свое физическое развитие и тем самым продлеваешь спортивную жизнь.

— Но вы про тяжелую атлетику, несмотря на новое увлечение, не забывали?

— Всегда держала форму на определенном уровне, тем более не теряла и больших перерывов не делала. Вот и появилась идея вернуться в тяжелую атлетику по-настоящему. Идея возникла спонтанно, а вдохновил Сергей Еремин. Подумала: почему не попробовать? Если глобально мыслить, то до Олимпиады еще три года. Время подготовиться есть. Да, у меня именно такая цель: попасть на Олимпиаду, иначе было бы просто неинтересно. Такого еще никто не делал, это своего рода эксперимент: «перезагрузиться» через другой вид спорта — кроссфит, найти эти скрытые резервы и вернуться. Кстати, то же самое сейчас старается делать наш супертяж Алексей Ловчев. Знаю, что он сейчас многое старается взять на вооружение в свой тренировочный процесс из кроссфита. В общем, готовимся в новом для себя формате.

ИЗ ДОСЬЕ «МК»

Оксана Сливенко родилась 20 декабря 1986 года. Заслуженный мастер спорта России. Олимпийская чемпионка (2008), трехкратная чемпионка мира. Президент Федерации многофункционального многоборья.

Источник: mk.ru

Оставить ответ

*