Трагедия с приемным ребенком: младенца убивали от злости и бессилия

На эти вопросы нам постарался ответить психолог Евгений Идзиковский.

Напомним, 2 февраля мальчика доставили в больницу с ушибом головного мозга и множественными ушибами лица и тела. Спустя сутки он умер. Его опекунша объясняет случившееся нервным приступом — ребенок бился в припадке и сам нанес себе повреждения. Однако правоохранительные органы подозревают в избиении именно супругов-опекунов — Наталью и Василия. В июне прошлого года они взяли под опеку братьев-погодков из детдома в Тверской области для детей с отклонениями в психическом и умственном развитии.

— Евгений, может ли психически здоровый человек, даже в состоянии крайнего раздражения и усталости, нанести смертельный удар 2-летнему ребенку?

— Да, вполне может. Люди импульсивны, силы рассчитать дано не всем. Тем более, что трехлетнему ребенку много не надо. Очень много бытовых ситуаций, в которых резкое движение, вызванное нервным срывом, для ребенка оборачивается травмой. Никто не хотел.. но сотрясение мозга или перелом.

— Сегодня потенциальные опекуны проходят обследование у психолога и психиатра, которые дают заключение об их готовности к усыновлению (опеке). Гарантирует ли это от возможных сдвигов в психике, приводящих к подобным трагедиям?

— Вообще не гарантирует. При всём уважении к специалистам, такие обследования не индивидуальны. Это типовые тесты и базово адекватные люди их проходят — просто потому, что они укладываются в норму. А норма широкая. Если человек с бензопилой не ходит по улице, глюков не видит, то он нормальный.

Плюс с течением времени люди меняются. Человек со скрытым неврозом сейчас может стать психопатом через год.

— Есть ли вообще способ гарантированно избежать несчастий путем проверки/подготовки будущих опекунов или неизбежен процент тех людей, у которых, что называется, внезапно "крыша съезжает" и они совершают действия, которых от них никто не мог ожидать?

— Абсолютной гарантии быть не может. По той же причине – люди меняются, обстановка вокруг меняется. Но можно улучшить проверки, сделать их более индивидуальными, привлекать более высококвалифицированных специалистов. К сожалению, это приведёт к резкому удорожанию процедуры. Вдобавок даже самому высококлассному специалисту сложно выявить проблемы у людей, которые хотят понравиться. Которые находятся на эмоциональном подъёме, желают усыновить ребёнка, все пронизаны любовью к ближнему.

Пройдёт время, позитивные чувства схлынут, мотивация упадёт, люди начнут жить обычной жизнью. А в обычной жизни мы раздражаемся, злимся, обижаемся. И это нормально.

— У взятых под опеку детей имелись серьезные психические заболевания. Насколько трудно растить таких детей? Могут ли эти трудности привести к психическому расстройству у самого опекуна?

— Даже абсолютно нормальный, здоровый, добрый человек всё равно испытывает негативные эмоции. Это нормально, эмоция – это сигнал на события. Если нарушают наши границы – испытываем гнев. Что-то идёт не так, как хотим – злость. Наши ожидания не выполнены – обида. Ребенок с психическими отклонениями провоцирует все негативные эмоции. Он ведёт себя не так, как хочется, не так, как ожидается. Терпение не безгранично, есть и внешние факторы – проблемы на работе, проблемы в семье. Вариант, когда одно наложилось на другое происходит часто. Каждый, думаю, может и сам вспомнить, когда срывался на супруге или детях и потом жалел.

Очень важно обратить внимание на то, была ли история насилия, склонны ли люди выражать агрессию с помощью физической силы. По возможности исследовать родительские семьи – есть тенденция переноса опыта семьи своих родителей на свою семью.

Социальный и финансовый статус также крайне важны, потребление алкоголя в частности. Если окружение людей демонстрирует телесные наказания, грубое обращение, то высок шанс, что это воспринимается как норма. Разумеется, в беседе с психологом человек этого не скажет, но и проявляться это будет не в кабинетных условиях, а в реальных ситуациях, когда взрослый устал, раздражен, а ребенок не делает простейших вещей. И то, что ребенок при этом может быть умственно или физически ограничен, уже не принимается в расчет. «Ну какой же ты тупой, не можешь элементарную вещь сделать!» Финансовый статус страхует от резкого ухудшения качества жизни, которое тоже приводит к накоплению негатива.

А вот что говорит Роман ЛЮКМАНОВ, врач-невролог НИИ неврологии:

— У больных с органическим повреждением головного мозга может возникнуть поведение, которое отличается самоповреждением. Причем ребенок способен наносить себе увечья как сознательно, так и бессознательно. Сознательно это происходит в том случае, если маленький человечек хочет получить какую-то выгоду. Выпрашивая себе, к примеру, игрушку, он падает на пол, стучит ногами, визжит, может даже биться головой об стену и кусать самого себя. Примеров такого девиантного поведения — множество. Но суть в том, что истерика сразу же заканчивается, как только ребенок получает желаемое. Другое дело, когда ситуация развивается на фоне бессознательного состояния. Если у ребенка припадок, он тоже может нанести себе увечья, несовместимые с жизнью, но в этом случае он совершенно не контролирует свое поведение.

Узнавайте первыми о происшествиях: подпишитесь на канал «Срочные новости» в Telegram.

Источник: mk.ru

Оставить ответ

*