«Стигма для медиа»: кому и чем грозит закон о СМИ-иноагентах

​В среду, 15 ноября, депутаты Госдумы одобрят сразу во втором и третьем чтениях поправку в закон о СМИ — иностранных агентах. РБК разбирался, какие медиа могут подпасть под действие новой редакции закона и что им грозит

Депутаты Госдумы намерены одобрить сразу во втором и третьем чтениях поправку в закон о СМИ, обязывающую иностранную прессу регистрироваться в качестве иностранных агентов. Поправка была внесена во вторник, 14 ноября, под ней подписались лидеры всех думских фракций, главы нескольких комитетов, а также спикер нижней палаты Вячеслав Володин.

Изменения вносятся в уже принятый в первом чтении законопроект депутатов Александра Ющенко, Юрия Швыткина и Олега Николаева, разрешающий блокировать без суда, по решению генпрокурора сайты «нежелательных организаций».

Зачем это нужно?

О необходимости принятия поправки в минувшую пятницу заявил спикер Госдумы Вячеслав Володин, назвав эту меру «вынужденной» и «зеркальной», а ее принятие — ответом на требование Минюста США к телеканалу Russia Today — America (RT-America) зарегистрироваться в качестве иноагента.

13 ноября RT-America выполнил требование. «Между уголовным делом и регистрацией мы выбрали последнее, с чем и поздравляем американскую свободу слова и всех, кто в нее все еще верит», — прокомментировала это событие руководитель канала Маргарита Симоньян.

Кто будет вести реестр?

Отвечать за регистрацию СМИ-иноагентов должен «уполномоченный федеральный орган исполнительной власти». Как пояснил РБК вице-спикер Госдумы Петр Толстой, речь идет о Минюсте. Это будет именно Минюст, а не Роскомнадзор, который регулирует сферу СМИ, потому министерство уже имеет опыт работы с НКО, к тому же в США именно Минюст регистрирует СМИ-иноагентов, пояснил РБК глава думского комитета по информполитике Леонид Левин.

Кого запишут в иноагенты?

Изменения касаются ст. 6 закона о СМИ. В соответствии с текстом документа, размещенного в базе Госдумы, «СМИ, выполняющими функции иностранного агента», могут быть признаны как зарегистрированные за рубежом юрлица, так и иностранные структуры без образования юридического лица, «распространяющие для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы». Критерием попадания в список для таких СМИ является получение «денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц».

Норма распространяется и на иностранные СМИ, которые финансируются российскими юрлицами, в свою очередь, получающими средства из вышеперечисленных иностранных источников.

Российские СМИ, в том числе с иностранным участием (по закону не более 20%), поправкой «дополнительно не регулируются», заявил журналистам Левин. «Речь идет о регулировании иностранных СМИ и их деятельности на территории Российской Федерации», — отметил он.

Петр Толстой добавил, что инициатива не коснется корпунктов, а также российских собкоров зарубежных изданий, имеющих аккредитацию МИДа, поскольку их работа в России уже регулируется решениями внешнеполитического ведомства.

Формулировки законопроекта «максимально размытые», считает заместитель генерального директора «Transparency International — Россия» Илья Шуманов. «По этой поправке зимбабвийская газета, получившая $100 от своего правительства и написавшая заметку о России, может попасть в реестр иноагентов», — сказал эксперт.

Юрист «Яблока» Алексей Карнаухов указывает на фразу в законопроекте «может быть признан». «По сути, поправкой дается право произвольно решать, кого считать иноагентом, а кого нет», — отметил он. По его мнению, подпасть под действие закона могут любые иностранные СМИ, которые распространяют информацию в России.

Основатель интернет-издания «Медуза» Галина Тимченко воздержалась от комментариев, сославшись на то, что «не до конца ясны формулировки [предлагаемых изменений]». «Пока мы видим только мнения разных депутатов, но хотелось бы посмотреть, что [будет принято]», — добавила она. В пресс-службе Би-би-си заявили РБК, что «внимательно изучат новый закон». РБК также направил запросы в Reuters, AP и Bloomberg.

Как будут наказывать?

По действующему закону о НКО, к которому отсылают депутаты, организации — иностранные агенты должны регистрироваться в Минюсте (их список опубликован на сайте) и указывать свой статус во всех своих публикациях. Их финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту, и они должны отчитываться властям о своей деятельности. Включать в список иноагентов Минюст по закону может и принудительно. Будет ли создан специальный реестр СМИ — иностранных агентов и какое ведомство будет его вести, в законопроекте не сказано.

В поправке к закону о СМИ говорится, что «иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные федеральным законом «О некоммерческих организациях». Один из собеседников РБК в Госдуме признает, что в дальнейшем потребуются дополнительные поправки в Кодекс об административных правонарушениях — для «уточнения ответственности именно СМИ, а не НКО».

Никаких дополнительных запретов и ограничений на работу СМИ поправка не вводит. Толстой заявил, что зарубежные СМИ, признанные иноагентами, обязаны будут лишь зарегистрироваться и маркировать свои материалы соответствующим образом. Еще один собеседник РБК в Госдуме отметил, что поправка не носит запретительный характер, «поскольку для запрета изданий или публикаций, которые противоречат российскому законодательству, скажем, призывают к тем или иным правонарушениям, и так достаточно действующих санкций».

В соответствии с КоАП непредоставление НКО-иноагентом сведений наказывается для юрлиц штрафом на сумму от 100 тыс. до 300 тыс. руб. Скорее всего, к СМИ предъявят обычные для НКО — иностранных агентов требования, считает Карнаухов: раскрытие отчетности, ежегодный аудит, «стигма» в названии, ограничение на участие в выборном процессе.

Шуманов предупреждает, что формальные санкции — это верхушка айсберга. Среди неформальных последствий для СМИ эксперт называет нежелание органов власти и бизнеса взаимодействовать с иноагентами и потерю потенциальных рекламодателей. Кроме того, им грозят репутационные издержки, связанные с историческим контекстом термина «иностранный агент», отток аудитории, потеря госгрантов и субсидий.

Когда примут закон?

С принятия поправки Госдума откроет пленарное заседание 15 ноября, рассказал журналистам первый вице-спикер Иван Мельников. Она будет принята во втором и третьем чтениях и в тот же день направится в Совет Федерации, добавил Толстой. Ближайшее заседание Совета Федерации запланировано на 22 ноября. После одобрения верхней палатой парламента закон должен будет подписать президент Владимир Путин. Затем он вступит в силу с момента его официального опубликования.

Источник: rbc.ru

Оставить ответ

*