Базовый прием: Судан шантажирует США Россией

Президент России Владимир Путин и министерство обороны пока хранят молчание, но в стенах Госдумы и Совета Федерации уже вовсю обсуждают, нужна ли нашей стране военная база в Судане. Возможность ее создания стала одной из тем на переговорах президента Судана Омара аль-Башира с российским коллегой в Сочи.

Мнения политиков и военных экспертов разделились: одни считают, что база нужна, другие не видят в ней особого смысла — но при этом почему-то забывают, что военное присутствие в Судане открывает России путь на стратегически важный Аравийский полуостров.

Главред журнала «Арсенал Отечества» полковник Виктор Мураховский считает, что создание базы окажется «распылением ресурсов», — вместо этого надо развивать Хмеймим и пункт материально-технического обеспечения ВМФ РФ в Тартусе.

Глава сенатского комитета по обороне и безопасности Виктор Бондарев утверждает, что «никакое конкретное решение пока не принято» и «всё на уровне обсуждений» — хотя военная база на суданском побережье укрепила бы геополитические позиции России в регионе.

Судан находится в Восточной Африке, а Саудовская Аравия — на Аравийском полуострове, но они практически соседи: их разделяет Красное море, между прибрежным городом Суданом и саудовским портом Джидда всего 296 км.

Если Россия разместит в порту Судан свою военно-морскую базу, то она сможет, образно говоря, держать Саудовскую Аравию на коротком поводке. Большинство экспертов уверены: само по себе военное присутствие РФ под боком у этой аравийской монархии, которая является мировым лидером по производству нефти, стало бы важным психологическим фактором, сдерживающим амбициозные планы Эр-Рияда по доминированию на огромном пространстве от Персидского залива до Красного моря и Индийского океана.

Суданский лидер заявил, что Хартум рассматривает Москву как «защитника от агрессивных действий США в регионе». Впрочем, создается впечатление, что аль-Башир лукавит. С приходом к власти Дональда Трампа Белый дом сменил курс в отношении Хартума с жесткого политического прессинга на доверительный диалог. В октябре Вашингтон объявил об отмене введенных 20 лет назад экономических санкций в отношении Судана — в частности, торгового эмбарго — и похвалил администрацию аль-Башира за «прогресс в таких областях, как противодействие терроризму и соблюдение прав человека».

«Мы также отмечаем позитивные действия со стороны правительства Судана по сохранению режима прекращения огня в конфликтных районах страны, облегчение гуманитарного доступа на всей территории Судана и продолжающееся сотрудничество с США в урегулировании региональных конфликтов», — как-то сказал представитель Белого дома на очередном брифинге.

С ближайшим военно-политическим союзником США в Персидском заливе — Саудовской Аравией — Судан настроен не на конфронтацию, а на союзничество. Яркий тому пример — позиция Хартума в разгар острого дипломатического кризиса между Саудовской Аравией и Ираном в январе 2016 года. Когда Эр-Рияд разорвал дипломатические отношения с Тегераном, Хартум последовал его примеру и в знак солидарности с выслал иранского посла.

Нынешний реверанс президента Судана в сторону Москвы можно рассматривать как попытку мягкого шантажа Вашингтона. Сигнал аль-Башира Дональду Трампу очень прост: если США продолжат политику кнута и пряника в отношении Хартума, он пойдет на военно-стратегический союз с Россией и примет ее флот на Красном море.

Неслучайно на встрече с Путиным суданский президент назвал Красное море «жизненно важным коридором», который нуждается в защите от угроз. Тем самым он дал понять, что может передать Москве своего рода ключ для контроля над регионом.

Но Кремль не спешит публично выражать восторг. Его осторожность можно понять: суданская экономика задыхается от нехватки ресурсов после 20-летней финансовой блокады, и цена базы может оказаться слишком высокой — например, несколько миллионов долларов льготного кредита, который Судан через несколько лет не сможет выплачивать и попросит его реструктурировать (то есть списать).

Шантажируя Вашингтон сближением с Россией, Судан применяет тактику, которую в этом году использовали Турция и Саудовская Аравия.

Первая пошла на союз с Москвой в сирийском вопросе — после того, как Пентагон начал поставлять тяжелые вооружения сирийским курдам. Тактика мягкого шантажа принесла плоды: Вашингтон был напуган реальным союзом Анкары с Москвой, Трамп неожиданно позвонил турецкому лидеру Реджепу Эрдогану и сообщил, что США решили прекратить поставки.

Саудовская Аравия также применила мягкий шантаж, объявив о намерении купить российские зенитно-ракетные комплексы С-400 «Триумф». Саудовский монарх, посетив РФ с визитом, обсудил несколько предложений по военно-техническому сотрудничеству на 3 млрд долларов.

После этого Белый дом, который несколько месяцев тянул с решением о поставке Саудовской Аравии противоракетных комплексов THAAD общей стоимостью 15 млрд долларов, в одночасье одобрил сделку. Пентагон не скрывал, что обеспокоен интересом своих союзников к российским ЗРК С-400 «Триумф».

Теперь пришла очередь Хартума шантажировать Вашингтон Москвой. Он добивается дальнейших уступок — в частности, удаления Судана из составленного Госдепартаментом черного списка спонсоров терроризма. Оставаясь в этом реестре, страна не имеет права получать финансовую и военную помощь от США.

Источник: newsdiscover.net

Читайте также:

Оставить ответ

*