Археолог из МГУ раскрыл тайны погребальных обрядов первых жителей России

© Фото : Владислав Житенев/МГУДревнейшие украшения древних людей из России, стойбище Сунгирь

Весомая часть украшений, найденных в могилах первых жителей России на стойбище Сунгирь во Владимирской области, была изготовлена специально для погребальных ритуалов и никогда не использовалась в быту, заявляет археолог Владимир Житенев в статье, опубликованной в журнале ERAUL.

«При взгляде на предмет всегда чувствуется рука мастера. Многие украшения из погребения мужчины и детей сделаны одинаково, как будто их изготовил один человек. Или эта техника передавалась внутри семьи, например, от отца к сыну или от бабушки к внучке», — рассказывает  археолог из МГУ им. М.В. Ломоносова.

Как сегодня считают ученые, первые люди появились в Европе примерно 40 тысяч лет назад, их следы дошли до нас лишь в виде окаменелых останков и обрывков ДНК, сохранившихся в этих костях. Кости этих «первых аборигенов Европы» были найдены в Румынии и в российском Усть-Ишиме. Эти люди никогда не контактировали с предками современных людей, и вымерли до их пришествия на субконтинент.

Первые предки современных россиян, по мнению генетиков, появились в Европе через несколько тысяч лет, и их останки были найдены в двух точках России – в деревне Костенки в Воронежской области и на стойбище Сунгир во Владимирской области. Возраст и тех, и других костей оценивается примерно в 31-35 тысяч лет.

Российский исследователь решил восполнить этот пробел, изучив те украшения, которые были сработаны древними мастерами из костей и клыков животных, обитавших в то время на территории Русской равнины.

Этот анализ раскрыл несколько неожиданных и интересных деталей из истории жителей Сунгиря и их бижутерии. К примеру, российские археологи обнаружили, что часть украшений была изготовлена специально для погребальных обрядов и никогда не использовалась в быту, а другие бусы, подвязки и элементы одежды были покрыты царапинами, потертостями и другими следами «эксплуатации».

К примеру, массивная фигурка лошади с непропорционально короткой задней ногой, найденная в могиле одного из подростков, имела явный погребальный характер. Как отмечает археолог, поверхность фигурки заполирована, но на ней сохранились многочисленные следы изготовления и обработки, свидетельствующие о том, что она была изготовлена поспешно, вероятно, сразу после смерти ребенка.

Их дальнейшее изучение и сравнение с артефактами из других регионов России и Европы, как надеется ученый, поможет нам раскрыть историю жизни первых жителей нашей страны, найти их изначальную родину и понять, как они взаимодействовали с соседями.