Музей Beatles открывает выставку про «индийский период» группы

© РИА Новости / Татьяна ФирсоваФотография из коллекции музея The Beatles в Ливерпуле

Музей Beatles в Ливерпуле 15 февраля открывает выставку, посвященную знаменитому «индийскому» периоду в карьере группы. Период длился недолго, но оказался значительным в творчестве музыкантов, в экспозиции представлены уникальные фотографии, музыкальные инструменты и редкие видеозаписи.

В Великобритании, где практически в каждом городе есть что-нибудь «самое-самое» — «самый старый дом страны», «самый высокий собор» — с удовольствием празднуют даты и отмечают рекорды. Поэтому год 2018 для музея Beatles будет знаменательным, ведь с момента поездки музыкантов в Ришикеш к знаменитому на тот момент йогу Махариши Махеш Йоги прошло ровно 50 лет.

В Индию музыканты ехали за просветлением, душевным покоем и трансцендентальной медитацией – с августа 1966 года, уставшие от выступлений, интервью и гастролей они больше не давали концертов и работали только в студии. В августе 1967 года от передозировки снотворного умер любимый менеджер Beatles Брайан Эпстайн, тоже выходец из Ливерпуля. В момент гибели Эпстайна музыканты посещали Махариши в Уэльсе. Джону Леннону, Полу Маккартни, Джорджу Харрисону и Ринго Старру не было и 30 лет, они находились на пике популярности, но одновременно и на грани эмоционального истощения. В 1967 году была завершена работа над альбомом Sgt. Pepper»s Lonely Hearts Club Band, смерть Эпстайна стала для четверых друзей большим потрясением. Музыканты были духовно опустошены и подавлены, поездка в Индию стала своего рода бегством от работы и фанатов и поиском новых жизненных сил.

«Думаю, к 1968 году все мы в духовном отношении выбились из сил. Мы успели побывать «знаменитыми Beatles», и это было замечательно. Мы старались не воспринимать славу слишком серьезно, и это нам удалось — в наши планы не входило задирать нос и становиться самодовольными, но, по-моему, все мы думали об одном и том же: «Да, быть богатым и знаменитым прекрасно, но ради чего?» Мы старались узнать о самых разных вещах, и, поскольку Джордж увлекся индийской музыкой, у нас возникла масса вопросов: «Что хорошего в этой медитации? Обладают ли йоги даром левитации? Умеют ли они летать по-настоящему? Может ли заклинатель змей действительно вскарабкаться вверх по веревке?» Это было чистейшее любопытство, и после знакомства с Махариши и долгих размышлений о нем мы отправились в Ришикеш», — расскажет Маккартни позже в документальном фильме «Антология Beatles» (The Beatles Anthology).

Пятнадцатого февраля Джон Леннон и Джордж Харрисон первыми прилетели в Индию, где к ним впоследствии присоединились друзья. Итогом поездки стал «Белый альбом» и песни Back in the U.S.S.R, Ob-La-Di, Ob-La-Da, Helter Skelter, Cry Baby, Cry – в общей сложности в Индии музыканты сочинили около 30 композиций, хотя Леннон в той же «Антологии» говорил, что написал гораздо больше.

Во многом именно благодаря Beatles мир узнал, кто такой Рави Шанкар и познакомился со звучанием ситара. Спустя много лет Виктор Цой написал об индийском периоде Beatles песню, в которой и хронология и факты (почти все) изложены верно.

«Джордж Харрисон, который очень любит деньги, послушал мантры и заторчал. Купил билет на пароход и уехал в Дели. И в ушах его всё время ситар играл», — гласит первый куплет. Предполагаемая любовь Харрисона к деньгам никакого отражения на выставке в Ливерпуле не нашла, но тот самый ситар, о котором пел Цой, в экспозиции есть – его предоставил фонд наследия индийского музыканта Ravi Shankar Foundation. Знал об этом Цой, или нет, но только действительно, именно Харрисон, а точнее, его первая жена Патти Бойд вдохновила музыкантов на поездку. Еще в сентябре Патти Бойд и Джордж Харрисон слышали выступление Шанкара, Бойд интересовалась мистическими вероучениями и до этого и в итоге уговорила всех четверых ливерпульцев встретиться с Махариши, встреча состоялась 24 августа 1967 года в Лондоне.

Пятнадцатого февраля 1968 года Леннон и Харрисон прилетели в Дели вместе с женами – Синтией Леннон и Патти Бойд. На такси они поехали в Ришикеш, за 150 миль от Дели. Пол Маккартни и Ринго Старр вместе с Джейн Эшер и Морин Старки приехали 4 дня спустя.

В поездке музыкантов сопровождал, в том числе канадский фотограф Пол Зальцман, который и сделал знаменитый снимок, на котором музыканты в белых одеждах и с обвивающими шею цветочными венками сидят в позе лотоса на красном помосте, позади ряда сидящих восседает сам Махариши. Зальцман приехал на пресс-показ выставки как живой экспонат – с рассказами о проведенном в Индии с музыкантами времени. По его словам, когда он впервые увидел Beatles и познакомился с ними на территории ашрама, то они приняли его очень просто – как обычные люди, а не звезды с миллионами поклонников.

Зальцман рассказал, что в момент встречи с музыкантами никак не мог отделаться от мысли, стучащей в голове — «Это Beatles!» До этого он был на их концерте в Торонто в 1964, но в Индии, как и положено в ашраме, с ним заговорил внутренний голос – он сказал Зальцману, что перед ним – не звезды мировой величины, а обычные люди.

«Как только стучать в голове перестало и я смог начать думать, душа во мне заговорила впервые в жизни. Больше я этого голоса не слышал», — сказал фотограф журналистам. По его словам, именно так он и познакомился с Джоном Ленноном и остальными. Зальцману на момент пребывания в Индии было 24 года.

«Он (ред. – Леннон) сказал своим типичным едким тоном: «Так ты что, американец»? Начал дразнить меня. Я ответил, что я – канадец. Он повернулся к остальным и сказал: «О, он из наших колоний» и все засмеялись. Потом он снова повернулся ко мне и сказал: «Ну, так и что, вы по-прежнему поклоняетесь ее Величеству?» Я ответил, что нет, а Ринго и Пол начали дразнить меня тем, что на канадских деньгах до сих пор напечатан потрет королевы. А я ответил, что у нас, может быть, и есть портреты королевы, но живет-то она с ними. И все засмеялись. А Синтия (ред. – Синтия Леннон) сказала, чтобы меня оставили в покое, потому что я только приехал. И вот так просто они приняли меня в свою компанию, компанию обычных людей. Я никогда не думал о том, чтобы сфотографироваться с ними или что-то такое», — рассказывает Зальцман.

Приехала на пресс-открытие выставки и бывшая фотомодель Патти Бойд, которую авторы пресс-релиза, тоже, судя по всему, любители британских рекордов», представили как «единственную выжившую «первую жену участника Beatles». Не забыв упомянуть, при этом, что Бойд «ушла от Харрисона к Эрику Клэптону», с которым впоследствии тоже развелась. Как оказалось, Бойд помнит немного, о музыке – почти ничего, в основном то, как музыканты вместе медитировали, откуда у нее сари, в котором она запечатлена на фотографии, а также о том, что Ринго Старр не мог есть острую индийскую пищу и быстро уехал от гуру Махаришти.

Музей Beatles в Ливерпуле не очень большой, но является, как и, разумеется, творчество группы, объектом национального значения – люди приезжают в Ливерпуль из провинции специально для того, чтобы посетить музей, специально ищут гостиницы поближе к музею, поэтому в этом году руководство ожидает особенного наплыва посетителей.

Источник: ria.ru

Оставить ответ

*