Библиофилы доказали, что русский лубок — дело тонкое и недешевое

Лубочные картинки только на первый взгляд кажутся незамысловатыми, часто приглядевшись, понимаешь: сколько в них кроется смыслов, теплоты, мастерства. Особенно хорошо это знали до революции, когда многие маститые коллекционеры на перегонки соревновались, дабы заполучить в свое собрание картинку что пообразнее и очаровательнее.

Появившиеся в Китае в IX веке и дошедшие до России XVII века народные картинки, казались нашим соотечественникам столь простоватыми и бледными, что начали смело и пёстро закрашиваться. А позже и наполняться живыми и ёмкими текстами, часто стихотворными.

Стоили они дешево (купить их могли даже самые малоимущие) и нередко становились декоративным оформлением дома. Так лубочные листы начали выполнять социально-развлекательную роль газеты или букваря. Именно они являются прообразом современных календарей, постеров, комиксов и плакатов.

Вспомните плачевную ситуацию в сфере образования, которая царила в России XVII-XVIII веков. Лубок, наряду с другими целями, был призван для просвещения, приобщая малограмотных слоев населения к чтению.

Не меньшей популярностью лубки пользовались и среди знати. Так первыми знатоками и владельцами выдающихся произведений русского лубка стали: член Императорской академии наук Яков Штелин, статс-секретарь Екатерины II Адам Олсуфьев, профессор МГУ Иван Снегирев, историк Михаил Погодин, владеющий знаменитым «Древлехранилищем»…

Своей популярностью русский лубок обязан известному московскому издателю Ивану Сытину, наладившему массовое производство народных картинок военно-патриотической и исторической тематики на сказочные, бытовые, сатирические сюжеты; лубочных букварей, календарей, сонников, гадательных книжек, святцев, литографированных икон…

Так с легкой руки Сытина лубочные произведения заполонили всю страну и со временем привлекли внимание видных художников. Среди них: Татьяна Маврина, Казимир Малевич, Владимир Маяковский, Егор Нарбут, которые активно пробовали себя в этом жанре.

Исторический экскурс во вселенную лубка провел председатель Национального союза библиофилов Михаил Сеславинский. Он рассказал коллегам об истории коллекционирования русского лубка, крупнейших музейных и библиотечных собраниях народных картинок и ценообразовании на них. Вспомнил он и о рыцаре русской гравюры Дмитрии Ровинском, который большую часть жизни посвятил изучению и собиранию графики. С особым почтением библиофилы относятся к двум его фундаментальным трудам — редчайшим «Русским народным картинкам» (1881), описанным в «Библиохронике» Алексея и Сергея Венгеровых, и «Материалам для русской иконографии» (1884-1891), где среди прочего представлены и лубки из собрания Ровинского.

Последнее редчайшее фундаментальное издание, каждый из четырех томов которого весит около 20 килограммов, продемонстрировал главный редактор газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев. Ажиотаж среди собравшихся случился небывалый, но оно понятно, ведь эта уника практически не встречается на рынке, а если и всплывает, то не в полном составе и не идеальном состоянии, но даже так оценивается немыслимо.

В общем, молчание стояло гробовое. Развеял его директор Государственной публичной исторической библиотеки (ГПИБ) России Михаил Афанасьев, показав свою уникальную подборку лубков 1970-х годов на религиозную тематику. А молодой собиратель Евгений Жарков, продемонстрировав лубок из своей коллекци, рекомендовал относиться к этому сегменту собирательства внимательнее, пока цены на него держатся умеренные.

Лучшее в "МК" — в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram

Источник: mk.ru

Оставить ответ

*