«Черная пятница»: не обманешь — не продашь

Перейти в фотобанкВ магазине в Москве. Архивное фото

В этом году «черная пятница» пришлась на 24 ноября. Однако в действительности сроки проведения шире: 23—26 ноября. Накануне Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) выступила с инициативой принять закон о распродажах. Соответствующие предложения направлены в Минпромторг.

В России «черная пятница» проходит четвертый раз. В этом году, по прогнозам, в ней собирается принять участие каждый второй россиянин. И не удивительно: магазины устроили настоящий аттракцион неслыханной щедрости. Так, покупателям обещают дисконт на брендовую одежду от 40 до 95 процентов. Парфюмерию и косметику можно будет приобрести со скидкой от 50 процентов и выше. Ретейлеры электроники объявили о снижении цен на 70-90 процентов.

Однако опыт глобальных распродаж свидетельствует, что покупатели не застрахованы от обмана со стороны продавцов. Магазины, пользуясь ажиотажным спросом, пытаются реализовать залежалый товар, причем подчас дороже, чем в обычные дни.

В АКИТ считают, что ситуацию исправит закон, в котором будут установлены четкие правила проведения распродаж и различных скидочных акций, закреплен понятийный аппарат и определена ответственность для нарушителей.

За рубежом подобные меры уже применяются. В частности, в Евросоюзе действует специальная директива, в которой прописаны требования к проведению распродаж. Например, в Италии каждый год власти утверждают официальный календарь скидочных акций. В другое время магазины тоже могут объявлять распродажи, но для этого каждый раз требуется отдельное разрешение. За нарушения предусмотрены серьезные штрафы.

И для этого есть основания. Едва ли не самая распространенная схема: накануне распродажи магазины повышают цены, а в день проведения акции либо ставят старые ценники, либо даже более высокие.

Так, в прошлом году, по данным Hi-Tech Mail.Ru, площадка Lightinthebox.com объявила, что флагманский смартфон Huawei P9 по цене 85 тысяч рублей в «черную пятницу» будет продаваться за 40 тысяч. При этом продажи Huawei P9 стартовали в России с 39 990 рублей.

Еще пример обмана покупателей — площадка Rumall.com предложила за 15 тысяч рублей смартфон Kenxinda R7S, якобы стоивший до этого в два раза дороже. На деле же стоимость данного аппарата составляет не более 12 тысяч рублей.

«Закон призван исключить обман, установить четкий график распродаж, чтобы потребитель точно знал, когда будут скидки, и мог подгадать свой бюджет», — подчеркнула она.

В США «черная пятница» — это почти культовое событие для торговых сетей и миллионов покупателей, продолжила Кокорева. Этого дня ждут целый год, часто люди занимают очередь возле магазина с ночи, чтобы купить товар со скидкой, напомнила она.

«А в России от «черной пятницы» — пока только одно название. Тотальных распродаж не происходит, акции проводят немногие магазины и на узкий перечень товаров, а скидки редко достигают 50 процентов», — подчеркнула Кокорева.

Большинство акций и «сезонных распродаж» автомобилей поддерживается автопроизводителями, соответственно условия подобных общих акций приблизительно одинаковы у всех дилеров, сообщил ria.ru зампред правления ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев.

По его словам, начиная с 2016 года, на авторынке России проводятся широкомасштабные распродажи — «черные пятницы» с участием многих дилерских центров. В рамках этих акций устанавливаются наиболее выгодные условия покупки автомобилей.

«Безусловно, присутствует желание игроков рынка зарабатывать больше. В связи с этим бывают случаи, когда некоторые дилеры демпингуют и снижают цены. Так они привлекают покупателей и выигрывают по штукам, а не по маржинальности сделок», — пояснил Зиновьев.

Автодилеры, как и другие представители торговли, заинтересованы в принятии закона, который поможет регулировать ценообразование при проведении глобальных скидочных акций и поставит всех игроков в равные конкурентные условия, заключил собеседник ria.ru.

По закону или по совести

«Плодить очередной закон под весьма небольшой пласт отношений вряд ли целесообразно», — говорит эксперт Союза потребителей Российской Федерации Антон Недзвецкий.

По его мнению, для того, чтобы сделать распродажи в России цивилизованными, можно обойтись поправками в закон «О рекламе» и закон «О защите прав потребителей», которые регулируют данные отношения.

С таким подходом согласен член комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Щапов. Он назвал инициативу АКИТ в настоящее время избыточной. «Есть федеральный закон «О торговле», регулирующий торговую деятельность, отношения между продавцами и покупателями. Распродажа — это точно такая же торговля, только по другим ценам. Все уже отрегулировано. Не очень понятно, зачем принимать отдельный закон», — напомнил депутат.

По словам Щапова, в действующем законодательстве определено, что предприятие торговли само определяет ассортимент и цены на продаваемые товары, а также приемы и способы, с помощью которых они продаются. Значит, если магазин или торговая сеть планируют устроить распродажу, то препятствий для этого нет.

Источник: ria.ru

Оставить ответ

*