В коллективном сознании неплатежеспособность юрлиц обусловлена прекращением деятельности предприятия. В данном смысле слово «неплатёжеспособность» («банкротство») вместе с «ликвидацией» рассматриваются как синонимы. В особых ситуациях, как, к примеру, при упрощенном процессе либо криминальном характере неплатёжеспособности, подобное мнение не лишено оснований: несостоятельность компании сводится к распродаже всей имущественной собственности, а также ликвидации, не прибегая к реализации предыдущих этапов.
В подавляющем же большинстве ситуаций юрлица, инициирующие несостоятельность, стремятся к возвращению долгов с помощью восстановления высокоэффективной работы компании. И действующее законодательство предоставляет для таких целей достаточное число возможностей.
Процессы несостоятельности либо признания предприятия банкротом в полной мере отражены в законе -127-ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)», а также частично в ГК РФ и спектре государственных законов, которые регламентируют деятельность отдельных групп юрлиц.
В общем смысле неплатежеспособность или банкротство представляет собой сохраняющуюся в течение трех месяцев неспособность юрлица рассчитаться по собственным обязательствам с наступившим периодом исполнения, в том числе перечисление обязательных взносов и платежей.
В качестве банкрота могут признаваться практически все юрлица. Помимо учреждений, казенной фирмы, религиозной группы и политпартии, а также фонда, когда данный запрет отражен в законе, который регламентирует его создание и работу.
Вместе с этим, для спектра критерий предприятий и фирм, вроде финансовых компаний и кредитных организаций, сельхозпредприятий, застройщиков, естественных монополий, действующим «Закон о несостоятельности (банкротстве) - 127-ФЗ» предусматривается особенный порядок проведения несостоятельности.